Итоги розыгрыша билетов на концерт Бориса Гребенщикова

Подво­дим итоги конкурса чита­те­лей с расска­зами о знаком­стве и первом впечат­ле­нии о твор­че­стве Бориса Гребен­щи­кова. Выбран­ные нами побе­ди­тели полу­чат билеты на концерт группы «Аква­риум», кото­рый состо­ится 19 декабря в петер­бург­ской «Сибур Арене». Публи­куем рассказы побе­ди­те­лей. 


Анаста­сия Иванов­ская о личном знаком­стве с Бори­сом Гребен­щи­ко­вым в крае­вед­че­ском музее города Челя­бинск:

«Когда-то давно одна знако­мая девочка по совер­шен­ному секрету и очень серьёз­ным шёпо­том сооб­щила мне, что БГ — бог. Я сразу пове­рила, мне было около пятна­дцати лет, и музыку "Аква­ри­ума" пере­да­вали тогда друг другу на пере­за­пи­сан­ных кассе­тах или пели хором под гитару на квар­ти­рах у полу­зна­ко­мых роке­ров и нефор­ма­лов. Это было и волшеб­ством, и роман­ти­кой. А от его голоса и текстов меня уже тогда накры­вало по-боже­ствен­ному, не иначе.

А потом, спустя почти двадцать лет БГ пришёл… ко мне на работу. Так тихо и просто зашел в крае­вед­че­ский музей города Челя­бин­ска за несколько часов перед своим концер­том, завет­ный билет на кото­рый лежал у меня на самом почёт­ном месте. Вот пред­ставьте, он в полном одино­че­стве и в шапке с вязан­ными косич­ками сдает в гарде­роб куртку, спокойно поку­пает билет в кассе и умиро­тво­ренно бродит по залам целый час, вообще никем не узнан­ный! Не привле­кая лишнего внима­ния, искренне и увле­ченно знако­мится с исто­рией Южного Урала. Ну, не чудо ли? Мы удиви­тель­ным обра­зом стал­ки­ва­емся, когда я мчусь с какими-то бумаж­ками по своим музей­ным делам. Я ловко не упала на месте, хотя была близка к этому. Взвол­но­ванно поздо­ро­ва­лась, восхи­ти­лась и обра­до­ва­лась дико, поте­ряв способ­ность к внят­ной комму­ни­ка­ции, к своему полному стыду. Зато вопро­сов глупых не зада­вала, и стара­лась не задер­жи­вать, не надо­едать. Пого­во­рили немного совсем, расспро­сила о впечат­ле­ниях от нашей экспо­зи­ции, расска­зала про тот самый метео­рит, вручила дрожа­щими руками Книгу отзы­вов почет­ных гостей, где Борис Бори­со­вич сделал изящ­ную запись: "У вас хорошо!". Какой же он свет­лый и спокойно-добро­же­ла­тель­ный, вежли­вый и совер­шенно простой, ясный, скром­ный! Благо­да­рил от души и, навер­ное, внут­ренне по-доброму весе­лился над моими горя­щими от восторга глазами и одере­ве­нев­шим от счастья языком. В нем не оказа­лось ника­кой мистики, только тихий и мудрый свет, став­ший лучшим подтвер­жде­нием наших подрост­ко­вых теорий о его боже­ствен­но­сти. 

Да, этой встречи уж точно не забыть. С тех пор каждую зиму жду приезда "Аква­ри­ума" с еще бОль­шим нетер­пе­нием. Кстати, в этом году Борис Бори­со­вич снова наве­дался в наш крае­вед­че­ский музей, да и про сосед­ний музей искусств не забы­вает — приятно и радостно.

Ну, а в марте 2018 года он прие­хал совсем боль­ной… Сразу после челя­бин­ского концерта слег с пнев­мо­нией, угодил в боль­ницу. Пере­жи­вали мы все тогда страшно. О том выступ­ле­нии я напи­сала очень эмоци­о­наль­ную новость под заго­лов­ком "БГ вклю­чил нам мантры и ушел минут на 15 посреди концерта".

Да, кашлял он сильно, и темпе­ра­ту­рил, похоже. На сцене зябко кутался в черную толстовку с капю­шо­ном, пил горя­чий чай из белой чашечки, кото­рую ему забот­ливо выно­сили, и что-то краси­вое с граду­сом из высо­кого бокала. Но улыбался и шутил, бесе­до­вал с нами и  благо­да­рил, свер­кал пират­ским коль­цом в ухе, звенел брас­ле­тами и кричал "хей!", сидя на синем стуле. Топор­щится пуши­стая борода, блестят капельки пота на лице… БГ сильно проби­рает меня чем-то очень откро­вен­ным, ярост­ным и печаль­ным. 

Но приступы мучи­тель­ного кашля ему не утаить — в свете сцени­че­ских софи­тов с его губ каждый раз очень красиво слетает легчай­шее облачко. А вдруг я зара­зи­лась его бакте­ри­ями?..  Стою-то прямо у сцены вплот­ную, в самой густой толпе, и как раз сюда БГ кашляет надрывно, даже посреди песен — сама болез­ненно ёршусь, когда его скру­чи­вает. Как бы немед­ленно помочь, спасти, изле­чить мыслью и взгля­дом? Он и не поёт почти, только тихо, шёпо­том прого­ва­ри­вает слова, дышит трудно… Но зал исправно тянет мело­дию.

Несмотря на сквер­ное само­чув­ствие, Борис Бори­со­вич пел и играл больше трех часов, даря слуша­те­лям свои свет­лые улыбки и флюиды мудрого пози­тива.

Кстати, через пару дней симп­томы простуды возникли и у меня. Похоже, я всё-таки зара­зи­лась на том концерте, "поймав" вирус от самого Бориса Гребен­щи­кова, и с благо­дар­ным трепе­том прова­ля­лась на боль­нич­ном с кашлем и высо­чен­ной темпе­ра­ту­рой аж до конца празд­нич­ных выход­ных. Но ничего более прекрас­ного, чем эта благо­сло­вен­ная простуда, встреча с этим чело­ве­ком и его музы­кой со мной не проис­хо­дило нико­гда».


Нико­лай Шпиль­ков о том, что знаком­ство с твор­че­ством БГ было не мино­вать:

«О БГ я знал давно. Слушая "Кино" с седь­мого класса и "Зоопарк" с вось­мого, я, конечно, не мог не быть в курсе, что вот — есть такой "Аква­риум" с мудрё­ной и неоче­вид­ной (для меня тогда – в высшей степени) музы­кой, и возглав­ляет его Гребен­щи­ков, кото­рый дружил с Майком и Цоем и про кото­рого я что-то слышал по каналу "Куль­тура" в детстве – а оттого хорошо помнил фами­лию.

Но духу "сесть за «Аква­риум»" мне не хватало. В районе сорока альбо­мов, какие-то стран­ные песни, в кото­рые я иногда случайно тыкал, закры­тая группа фана­тов в ВК (я потом туда зашёл и не обна­ру­жил ничего необыч­ного) – словом, too deep. Я знал только "Стаканы" по рота­ции "Нашего радио" (не нрави­лись мне тогда, не нравятся и сейчас) и ещё пару песен оттуда же.

Нача­лось всё банально и даже как-то пошло­вато. Ютуб забро­сил меня на видео визита БГ к Урганту – и я, гото­вясь встре­чать новый 2014-й год, нако­нец, схва­тился за голову и мысленно восклик­нул (серьёзно, всё так и было): СКОЛЬКО Я ЕЩЁ БУДУ БЕГАТЬ ОТ ТЕБЯ, БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ?

Тогда выхо­дил альбом "Аква­риум плюс" (этим, веро­ятно, и было обуслов­лено появ­ле­ние БГ у Урганта), и, по своей дурац­кой тради­ции, я начал с конца. В первый раз я ничего не понял – но почув­ство­вал музыку. Во второй, третий и деся­тый раз я по-преж­нему ничего не понял – но стал обна­ру­жи­вать, что насла­жда­юсь. "Аква­риум плюс" я заслу­ши­вал до дыр весь декабрь 2013 года. Тогда случился теракт в Волго­граде, и я, со свой­ствен­ной мне-тех-времён реак­цией: фунда­мен­таль­ной, плот­ной и беспо­лезно мучи­тель­ной, провёл несколько недель дома, преиму­ще­ственно лёжа на кровати и думая то о конце России, то о конце Европы. Не знаю, что сделал для меня тогда послед­ний на тот момент альбом Аква­ри­ума, помог ли он мне "пере­жить себя" (а ведь это был вопрос отно­ше­ний с собой в боль­шей степени) или просто стал знаком и симво­лом того времени – зимы 2013–2014 – но слушать "Аква­риум плюс" с тех пор я не могу.

Однако уже в январе я пошёл "назад": к альбо­мам 2010-х и 2000-х. Затем прыг­нул в 80-е, надолго остав­шись там, и только через года два добрался до 90-х. В конце концов я послу­шал почти всего доступ­ного в интер­нете Гребен­щи­кова и открыл "Русский альбом". Теперь, когда мне очень плохо, я могу вклю­чить "Волков и воро­нов", "Коней беспре­дела" – и чувство простой, тупой и тяжё­лой реаль­но­сти заме­нится чувством тяжё­лой же красоты. Теперь у меня есть часы и часы спаси­тель­ной музыки на, как я неод­но­кратно прове­рял, любую конфи­гу­ра­цию моей жизни».


Анаста­сия Бань­ков­ская о том, как попасть на концерт БГ в Индии в восемь лет:

«Моё знаком­ство с твор­че­ством БГ и «Аква­ри­ума» нача­лось ещё в детстве — Гребен­щи­кова слушал папа, а вместе с ним и я. В 1998 году мы уехали в коман­ди­ровку в Индию, в Нью-Дели, куда в ноябре на свой день рожде­ния прибыл Борис Бори­со­вич с камер­ным концер­том. Навер­ное, сейчас я бы 33 раза вознес­лась от счастья попасть на такое выступ­ле­ние, когда в зале всего пара сотен чело­век, а люби­мые песни звучат только под акком­па­не­мент гитары, да и сам испол­ни­тель нахо­дится ну прак­ти­че­ски на рассто­я­нии вытя­ну­той руки. Но тогда, в восемь лет, таких огнен­ных чувств я не испы­ты­вала, а просто пошла на концерт с роди­те­лями за компа­нию. Начало немного затя­ну­лось, и я решила выйти из зала погу­лять (индий­ская погода позво­ляла делать это без лишних тело­дви­же­ний с верх­ней одеж­дой). В какой-то момент, проходя вдоль рядов кресел и думая о своем, я уткну­лась голо­вой кому-то в живот. Подни­маю глаза — а там он! БГ! Идет начи­нать концерт на сцене в русском посоль­стве. Такое вот было первое прикос­но­ве­ние к твор­че­ству в прямом и пере­нос­ном смысле. Всего через пять-шесть лет после этого я стала предан­ным фана­том и трепет­ным поклон­ни­ком Бориса Бори­со­вича».


Читайте также «От пещер Катманду до мостов Сан-Фран­циско. 10 горо­дов из песен БГ»

Поделиться