В Москве и Петербурге открылись выставки модернистского искусства

Госу­дар­ствен­ный Эрми­таж в Санкт-Петер­бурге и Пушкин­ский музей в Москве (ГМИИ имени А.С. Пушкина) открыли выставки запад­ного модер­нист­ского искус­ства на основе коллек­ций русских доре­во­лю­ци­он­ных меце­на­тов Моро­зо­вых и Щукина. В ранние совет­ские годы данные коллек­ции были наци­о­на­ли­зи­ро­ваны и объеди­нены в Госу­дар­ствен­ный музей нового запад­ного искус­ства, суще­ство­вав­ший в 1923–1948 годах. После этого музей был ликви­ди­ро­ван, а фонды разде­лены между Эрми­та­жем и Пушкин­ским музеем.

Выставка Эрми­тажа пред­став­ляет наибо­лее полную коллек­цию братьев Миха­ила и Ивана Моро­зо­вых, выставка в Пушкин­ском музее — коллек­цию Сергея Щукина. На время проекта музеи факти­че­ски «обме­ня­лись» частью поло­тен, чтобы искус­ственно разде­лён­ные коллек­ции оказа­лись вновь едиными. Впро­чем, стоит отме­тить, что сами эти коллек­ции, несмотря на разницу вкусов их созда­те­лей, тема­ти­че­ски близки, поскольку форми­ро­ва­лись на рубеже XIXXX веков, в эпоху расцвета запад­ного модер­низма и твор­че­ства таких худож­ни­ков, как Клода Моне, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. Все эти худож­ники, а также многие другие, пред­став­лены и на москов­ской, и на петер­бург­ской выстав­ках.

Как отме­чает анно­та­ция на сайте Эрми­тажа, «обе выставки — и в Москве, и в Петер­бурге — подра­зу­ме­вают одну и ту же идею — и Сергей Ивано­вич Щукин, и братья Моро­зовы соби­рали запад­ную живо­пись, огля­ды­ва­ясь на русское искус­ство: они не искали в Париже картин, похо­жих на то, что делали пере­движ­ники, они нахо­дили такую живо­пись, кото­рая многому бы могла научить и русских худож­ни­ков, и русскую публику».

Выставка «Щукин. Биогра­фия коллек­ции» будет открыта в Москве до 15 сентября этого года, выставка «Братья Моро­зовы» в Эрми­таже — до 6 октября.

Поделиться