2018‑й: год столетних юбилеев

В 2018 году мно­гие из нас хотя бы раз услы­ша­ли по теле­ви­де­нию или про­чли в интер­не­те стан­дарт­ную фра­зу: «В этот день 100 лет назад в Рос­сии…». Этот год был богат на юби­леи, но видеть в них про­стую чере­ду кален­дар­ных сов­па­де­ний будет невер­но. Те, кто фор­ми­ру­ют ново­сти, осо­знан­но выби­ра­ют для осве­ще­ния опре­де­лён­ные исто­ри­че­ские собы­тия. Учё­ные даже назы­ва­ют это «исто­ри­че­ской поли­ти­кой», когда в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции мне­ний обще­ствен­но-поли­ти­че­ские силы через медиа про­дви­га­ют свою точ­ку зре­ния на историю.

Какие собы­тия сто­лет­ней дав­но­сти ока­за­лись наи­бо­лее важ­ны­ми и замет­ны­ми, а какие про­шли мимо наше­го вни­ма­ния, читай­те в нашем материале.


Век назад на тер­ри­то­рии Рос­сии раз­во­ра­чи­ва­лись собы­тия Граж­дан­ской вой­ны. Крат­ко офи­ци­аль­ное отно­ше­ние совре­мен­ных вла­стей к это­му собы­тию мож­но опи­сать в виде фор­му­лы: «тра­ге­дия, после кото­рой необ­хо­ди­мо при­ми­ре­ние». Жела­ние «при­ми­рить крас­ных и белых» было замет­но ещё в сере­дине 1990‑х годов, когда 7 нояб­ря назва­ли «Днём согла­сия и при­ми­ре­ния». Пре­зи­дент­ский указ 1996 года давал про­стую, но ёмкую моти­ва­цию: это было сде­ла­но, что­бы «не допус­кать про­ти­во­сто­я­ния, в целях еди­не­ния и кон­со­ли­да­ции рос­сий­ско­го общества».

Акцент на при­ми­ре­нии озву­чи­ва­ет­ся до сих пор. Ещё в про­шлом году актив­но обсуж­да­лась идея откры­тия «Памят­ни­ка При­ми­ре­ния» в Кры­му, кото­рый дол­жен был стать самым мас­штаб­ным про­ек­том Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства, воз­глав­ля­е­мо­го мини­стром куль­ту­ры Вла­ди­ми­ром Медин­ским. Дру­гое назва­ние памят­ни­ка — «Един­ство Рос­сии». Про­ект в ито­ге был при­оста­нов­лен, как пере­да­ва­ла «Рос­сий­ская газе­та», «из-за раз­но­гла­сий потом­ков „крас­ных“ — совре­мен­ных ком­му­ни­стов, и „белых“ — потом­ков белой эми­гра­ции. Они ведут меж­ду собой непро­стой диа­лог при посред­ни­че­стве РВИО», — сооб­ща­лось в фев­ра­ле это­го года.

Из офи­ци­аль­ных мате­ри­а­лов откры­то­го кон­кур­са на луч­шую кон­цеп­цию памятника

В музей­ной сфе­ре — важ­ной плат­фор­ме для про­ве­де­ния поли­ти­ки памя­ти — мож­но заме­тить реа­ли­за­цию той же фор­му­лы. Ска­жем, откры­тая в декаб­ре в Выста­воч­ном зале феде­раль­ных архи­вов в Москве исто­ри­ко-доку­мен­таль­ная выстав­ка «И пошёл брат на бра­та…» рас­смат­ри­ва­ет Граж­дан­скую вой­ну как «тра­ге­дию наци­о­наль­но­го мас­шта­ба». Кура­тор выстав­ки Лидия Патру­ше­ва акку­рат­но заня­ла цен­тра­лист­скую позицию:

«Дезер­тир­ство носи­ло мас­со­вый харак­тер: мно­го было у крас­ных и мно­го у белых. Срав­ни­вать мож­но толь­ко в про­цент­ном соот­но­ше­нии. При­мер­но одинаково».

Фото­гра­фия с выстав­ки «И пошёл брат на бра­та…» (Алек­сандр Корольков/РГ)

В то же вре­мя внеш­нее, фор­маль­ное урав­ни­ва­ние сто­рон кон­флик­та в Граж­дан­ской войне неред­ко может слу­жить шир­мой для мани­пу­ля­ции исто­ри­че­ски­ми фак­та­ми. Об этом гово­рит выстав­ка «Три цве­та прав­ды» Музей совре­мен­ной исто­рии Рос­сии в Москве (рабо­та­ла с мая по сен­тябрь 2018 года), где, кро­ме двух цве­тов «крас­ных» и «белых», рас­смот­ре­ны ещё и «зелё­ные». Вла­ди­мир Медин­ский, кото­рый не про­сто откры­вал выстав­ку, но и был, по све­де­ни­ям ТАСС, авто­ром идеи экс­по­зи­ции, под­чёр­ки­вал:

«В этой войне не было на сто про­цен­тов пра­вых и на сто про­цен­тов вино­ва­тых, каж­дый защи­щал свою Рос­сию, какой он её видел, какой он её пред­став­лял, защи­щал то буду­щее, в кото­рое верил».

Посе­ти­те­ли, одна­ко, отме­ча­ли, что в самом про­стран­стве выстав­ки эмо­ци­о­наль­ные акцен­ты были явно сме­ще­ны в поль­зу «белых»: это­му спо­соб­ство­ва­ли выбо­роч­ное исполь­зо­ва­ние исто­ри­че­ских фак­тов, осве­ще­ние, музы­каль­ное сопро­вож­де­ние и так далее.

В целом геро­иза­ция и роман­ти­за­ция бело­го дви­же­ния про­дол­жа­ет наби­рать обо­ро­ты, и глав­ной фигу­рой здесь по-преж­не­му оста­ёт­ся Алек­сандр Кол­чак. Уди­ви­тель­но наблю­дать син­хрон­ное исполь­зо­ва­ние фигу­ры Кол­ча­ка на облож­ках декабрь­ских номе­ров кон­сер­ва­тив­но­го «Исто­ри­ка» и либе­раль­но­го «Диле­тан­та», явно при­уро­чен­ных к сто­ле­тию его госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та в Омске. При этом «Исто­рик» ещё пыта­ет­ся ана­ли­зи­ро­вать озву­чен­ную им на облож­ке воз­мож­ность «белой аль­тер­на­ти­вы», взве­ши­вая «за» и «про­тив», в то вре­мя как «Диле­тант» пря­мо­ли­ней­но экс­плу­а­ти­ру­ет кра­си­вый медий­ный образ Кол­ча­ка в испол­не­нии Кон­стан­ти­на Хабенского.

Облож­ки декабрь­ских номе­ров жур­на­лов «Исто­рик» и «Диле­тант»

Неко­то­рые обще­ствен­ные силы, судя по все­му, ори­ен­ти­ру­ясь на исто­рию с мемо­ри­аль­ной дос­кой Кол­ча­ку в Санкт-Петер­бур­ге (она была демон­ти­ро­ва­на в июле 2017 года), реши­ли под­верг­нуть сомне­нию пра­во­моч­ность нахож­де­ния памят­ни­ка Кол­ча­ку в Иркут­ске. В мест­ный суд посту­пил кол­лек­тив­ный иск от груп­пы граж­дан с тре­бо­ва­ни­ем сно­са памят­ни­ка, кото­рый был моти­ви­ро­ван тем, что Кол­чак явля­ет­ся «нере­а­би­ли­ти­ро­ван­ным воен­ным пре­ступ­ни­ком». В июне суд оста­вил этот иск без удо­вле­тво­ре­ния. Харак­тер­но, что при осве­ще­нии этой исто­рии в медиа вновь всплы­вал тезис о необ­хо­ди­мо­сти «при­ми­ре­ния крас­ных и белых». О том, насколь­ко это­му при­ми­ре­нию спо­соб­ству­ет огром­ный памят­ник «вер­хов­но­му пра­ви­те­лю Рос­сии», каж­дый может судить самостоятельно.

Уве­ко­ве­чи­ва­ние памя­ти «белой» сто­ро­ны Граж­дан­ской вой­ны — не новая тен­ден­ция. В ряде слу­ча­ев она может выхо­дить и на меж­ду­на­род­ный уро­вень. Под конец 2018 года раз­ра­зил­ся неболь­шой дипло­ма­ти­че­ский скан­дал. Мини­стер­ство ино­стран­ных дел Рос­сии выра­зи­ло недо­воль­ство уста­нов­кой таб­лич­ки на памят­ни­ке мар­ша­лу Ива­ну Коне­ву в Пра­ге, где гово­ри­лось, что Конев «коман­до­вал кро­ва­вым подав­ле­ни­ем Вен­гер­ско­го вос­ста­ния» и руко­во­дил раз­ве­ды­ва­тель­ной рабо­той перед втор­же­ни­ем войск в Чехо­сло­ва­кию в 1968 году. Рос­сия в ито­ге пере­нес­ла засе­да­ние меж­пра­ви­тель­ствен­ной комис­сии, кото­рое долж­но было обсуж­дать реа­ли­за­цию про­ек­та по уста­нов­ке памят­ни­ков леги­о­не­рам Чехо­сло­вац­ко­го кор­пу­са. Это вызва­ло рез­кую реак­цию сотруд­ни­ка мини­стер­ства обо­ро­ны Чехии Пав­ла Фили­пе­ка, дав­ше­го интер­вью под пре­тен­ци­оз­ным заго­лов­ком «Рос­сии на нас плевать».

Пикет про­тив геро­иза­ции участ­ни­ков Чехо­сло­вац­ко­го кор­пу­са в Сара­то­ве. Фото: Юрий Арте­мен­ко, ИА Крас­ная Весна

Сто­ит отме­тить, что дав­ний про­ект чеш­ско­го мини­стер­ства обо­ро­ны под назва­ни­ем «Леги­он 100» был объ­яв­лен ещё в 1999 году: соглас­но нему, в Рос­сии пред­по­ла­га­лось уста­но­вить 58 (!) памят­ни­ков леги­о­не­рам. На деле же дол­гие годы реа­ли­за­ция про­ек­та стал­ки­ва­лась и со слож­ны­ми пере­го­во­ра­ми с мест­ны­ми вла­стя­ми, и с есте­ствен­ным сопро­тив­ле­ни­ем мест­ных обще­ствен­ных объ­еди­не­ний. Неда­ле­ко от стан­ции Липя­ги Самар­ской обла­сти, напри­мер, уже есть поста­мент, но само­го памят­ни­ка пока нет; зато есть под­пись «Нет памят­ни­ку гра­би­те­лям и убий­цам», кото­рую даже не ста­ли закра­ши­вать во вре­мя цере­мо­нии воз­ло­же­ния вен­ков в этом году.

Самым замет­ным собы­ти­ем, при­вя­зан­ным к хро­но­ло­гии Граж­дан­ской вой­ны, стал рас­стрел цар­ской семьи. Неко­то­рые обще­ствен­ные дея­те­ли и жур­на­ли­сты ожи­да­ли каких-то дей­ствий или хотя бы ком­мен­та­ри­ев от пер­вых лиц госу­дар­ства, но они не после­до­ва­ли. По мне­нию жур­на­ли­ста Оле­га Каши­на, свя­за­но это с тем, что «заве­до­мо кон­фликт­ные даты, начи­ная с 7 нояб­ря про­шло­го года, отме­ча­ют­ся нише­во, когда одни празд­ну­ют, дру­гие скор­бят, и никто нико­го, в общем, не замечает».

Память о кано­ни­зи­ро­ван­ной семье Рома­но­вых была в ито­ге отда­на на откуп Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Цен­тром годов­щи­ны стал XVII Меж­ду­на­род­ный фести­валь «Цар­ские дни» в Ека­те­рин­бур­ге — в его рам­ках про­шло более 50 куль­тур­ных, обра­зо­ва­тель­ных и музы­каль­ных меро­при­я­тий в тече­ние июня–июля 2018 года. Зву­ча­ли вполне ожи­да­е­мые ком­мен­та­рии от пат­ри­ар­ха Кирилла:

«За этим пре­ступ­ле­ни­ем есть некий пово­рот в исто­ри­че­ской жиз­ни свя­той Руси, кото­рый завёл народ в тяжё­лый и страш­ный тупик. Что же про­ис­хо­ди­ло с наро­дом нашим? Стра­на была усе­я­на церк­вя­ми, все люди были кре­щё­ны­ми, поче­му же это про­изо­шло, поче­му спу­сти­ли курок убийцы?»

Кро­ме рели­ги­оз­но­го под­тек­ста, исто­рия послед­них Рома­но­вых пери­о­ди­че­ски пре­под­но­сит­ся как роман­ти­зи­ро­ван­ная исто­рия семьи. В этом отно­ше­нии выде­ля­ет­ся выстав­ка Госу­дар­ствен­но­го исто­ри­че­ско­го музея в Москве «Нико­лай II. Семья и пре­стол» (откры­лась в нояб­ре 2018 года), кото­рая рас­смат­ри­ва­ет не пери­од прав­ле­ния послед­не­го импе­ра­то­ра, а имен­но его лич­ность и семью через фото­гра­фии и дру­гие доку­мен­таль­ные источ­ни­ки. Теле­ка­нал RT (Russia Today) и вовсе попы­тал­ся экс­пор­ти­ро­вать «бренд» Рома­но­вых, запу­стив муль­ти­ме­дий­ный крос­сплат­фор­мен­ный про­ект #Romanovs100, в рам­ках кото­ро­го 4 тыся­чи фото­сним­ков с Рома­но­вы­ми рас­про­стра­ня­лись через соци­аль­ные сети. При­чи­на подоб­ной роман­ти­за­ции ясна: пред­став­ле­ние о Нико­лая II как «про­стом чело­ве­ке» и замал­чи­ва­ние его поли­ти­че­ско­го насле­дия гораз­до удоб­нее, чем попыт­ки фаль­си­фи­ка­ции и мани­пу­ля­ции исто­ри­че­ски­ми фактами.

Впро­чем, и культ Кол­ча­ка, и культ Нико­лая II лишь про­дол­жа­ли дав­но про­дви­га­е­мые ранее тен­ден­ции и вряд ли заиг­ра­ли новы­ми крас­ка­ми. А вот сто­ле­тие с окон­ча­ния Пер­вой миро­вой вой­ны, о кото­рой так мно­го гово­ри­ли в 2014 году, как буд­то вовсе ока­за­лось забы­тым. Частич­но это свя­за­но с объ­ек­тив­ной исто­ри­че­ской реаль­но­стью: Рос­сия не име­ла отно­ше­ния к заклю­че­нию Ком­пьен­ско­го пере­ми­рия 11 нояб­ря 1918 года и вышла из вой­ны на несколь­ко меся­цев рань­ше. Тем не менее, инфор­ма­ци­он­ный ваку­ум вокруг этой темы рази­тель­но отли­ча­ет­ся от мас­штаб­ных и доро­гих меро­при­я­тий четы­рёх­лет­ней дав­но­сти (напом­ним, что памят­ник на Поклон­ной горе в Москве, откры­тие кото­ро­го посе­тил пре­зи­дент, сто­ил 74 мил­ли­о­на рублей).

Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная прес­са, одна­ко, отме­ти­лась рядом пуб­ли­ка­ций: жур­на­лы «Роди­на» и «Исто­рик» в нояб­ре вышли с темой номе­ра о Пер­вой миро­вой войне. В «Родине» док­тор исто­ри­че­ских наук Борис Миро­нов, про­дол­жая при­во­дить сухую ста­ти­сти­ку роста тех или иных эко­но­ми­че­ских пока­за­те­лей в 1910‑е годы, при­хо­дит к уже извест­но­му по его кни­гам выводу:

«Рево­лю­ция, её орга­ни­за­то­ры и вдох­но­ви­те­ли укра­ли у Рос­сии побе­ду и лиши­ли её лав­ров и тро­фе­ев победителя».

Эту неза­мыс­ло­ва­тую поли­ти­че­скую идею, свя­зан­ную с исто­ри­ей Пер­вой миро­вой вой­ны, мы уже слы­ша­ли доволь­но часто в про­шлом году, в свя­зи со сто­ле­ти­ем рево­лю­ции. Веро­ят­но, повто­рять бес­чис­лен­ное коли­че­ство раз одну и ту же мысль про­сто надо­еда­ет, и пото­му Пер­вая миро­вая оста­лась почти неза­мет­ным инфоповодом.

Так­же прак­ти­че­ски про­пу­щен­ным в медиа ока­за­лось сто­ле­тие ВЛКСМ, хотя огром­ный мас­сив исто­ри­че­ских фак­тов и мате­ри­а­лов про­явил себя в музей­ной сре­де: мос­ков­ский Музей совре­мен­ной исто­рии, Музей исто­рии Петер­бур­га, мно­гие реги­о­наль­ные музеи откры­ли выстав­ки на тему исто­рии ком­со­мо­ла осе­нью 2018 года. Долж­но быть, музей­ный фонд, нако­пив­ший зна­чи­тель­ное коли­че­ство экс­по­на­тов по этой теме за 70 лет совет­ской исто­рии, сам по себе напра­ши­вал­ся на исполь­зо­ва­ние в выста­воч­ном про­стран­стве, но это не повли­я­ло на серьёз­ные попыт­ки осмыс­ле­ния и акту­а­ли­за­ции моло­дёж­ной поли­ти­ки про­шло­го — таких попы­ток в медиа и поли­ти­че­ском дис­кур­се замет­но не было.

50-летие ком­со­мо­ла пол­ве­ка назад, как нетруд­но дога­дать­ся, отли­ча­лось совсем дру­гим мас­шта­бом празд­нич­ных и сим­во­ли­че­ских меро­при­я­тий.
На фото — тор­же­ствен­ное закры­тие кап­су­лы с пись­ма­ми. Ново­рос­сийск, 1968 год.

Сто­лет­ний юби­лей, кото­рый дал даже нефор­маль­ное назва­ние все­му 2018 году, был свя­зан с датой рож­де­ния Алек­сандра Сол­же­ни­цы­на — соот­вет­ству­ю­щий указ пре­зи­ден­та о празд­но­ва­нии сто­ле­тия со дня рож­де­ния писа­те­ля на госу­дар­ствен­ном уровне был под­пи­сан ещё в 2014 году. Мож­но ли ска­зать, что мно­же­ство меро­при­я­тий в музе­ях, биб­лио­те­ках, обра­зо­ва­тель­ных и обще­ствен­ных орга­ни­за­ци­ях было доста­точ­ным для тако­го празд­но­ва­ния? Кажет­ся, это зави­сит исклю­чи­тель­но от точ­ки зре­ния отвечающих.

«Новая газе­та», напри­мер, счи­та­ет, что «Год Сол­же­ни­цы­на» про­шёл «почти неза­мет­но, фор­маль­но: раз был указ, надо отчи­тать­ся, открыть памят­ник, назвать его име­нем ули­цы, про­ве­сти сила­ми пар­тии „Еди­ная Рос­сия“ кон­курс школь­ных работ „Как нам обу­стро­ить Рос­сию“». В то же вре­мя откры­тие памят­ни­ка в Москве 11 декаб­ря, в день рож­де­ния Сол­же­ни­цы­на, посе­тил сам пре­зи­дент, что авто­ма­ти­че­ски при­влек­ло вни­ма­ние всех клю­че­вых медиа стра­ны. Так что гово­рить о неза­мет­но­сти это­го собы­тия было бы невер­но — Сол­же­ни­цын вполне орга­нич­но впи­сы­ва­ет­ся в куль­ти­ви­ру­е­мый кон­сер­ва­тив­ный дискурс.

Сле­ду­ю­щий год объ­яв­лен — вновь ори­ен­ти­ру­ясь на сто­лет­нюю дату со дня рож­де­ния — «Годом Дани­и­ла Гра­ни­на», совет­ско­го писа­те­ля-бло­кад­ни­ка. Под конец жиз­ни он уве­рен­но писал о том, что пар­тий­ное руко­вод­ство во вре­мя бло­ка­ды Ленин­гра­да пита­лось «ромо­вы­ми баба­ми». Даже не вда­ва­ясь в подроб­но­сти этой исто­рии, мож­но дога­дать­ся, что новый год при­не­сёт новые спо­ры о том, пра­виль­ным ли кур­сом идёт наша исто­ри­че­ская политика.

Поделиться