Музейные заметки. Деконструкция Булгакова

На терри­то­рии ВДНХ в пави­льоне «Рабо­чий и колхоз­ница» продол­жа­ется инте­рес­ная выставка «Явле­ние героя. В поис­ках Миха­ила Булга­кова». Её орга­ни­за­торы — Госу­дар­ствен­ный музей М.А. Булга­кова и ВДНХ. К проекту присо­еди­ни­лись ещё несколько музеев и архи­вов Москвы и Санкт-Петер­бурга, поэтому многие уникаль­ные и редкие экспо­наты, прежде чем они вновь скро­ются в храни­ли­щах и фондах, можно увидеть только на этой времен­ной выставке.

Впро­чем, досто­ин­ством «Явле­ния героя» стали не только отдель­ные пред­меты и детали, но и сама концеп­ция орга­ни­зо­ван­ного музей­щи­ками простран­ства. Михаил Булга­ков как чело­век и писа­тель декон­стру­и­ро­ван перед посе­ти­те­лем на множе­ство фраг­мен­тов — чтобы затем сложиться вновь…


Кто-то из нас с инте­ре­сом читал «Мастера и Марга­риту», даже если она не входила в школь­ную программу, и считал её одной из люби­мых книг. Кто-то искренне смеялся над филь­мом «Соба­чье сердце» и любил цити­ро­вать — по поводу и без — почти крыла­тые фразы профес­сора Преоб­ра­жен­ского. Кто-то загля­ды­вал в театр и наблю­дал поста­новку «Белой гвар­дии» или «Дня Турби­ных» и пере­жи­вал за судьбу несчаст­ных офице­ров страны, кото­рой не стало.

У каждого свои ассо­ци­а­ции с твор­че­ством Миха­ила Булга­кова. Авторы выставки «Явле­ние героя» не случайно доба­вили к ней подза­го­ло­вок — «В поис­ках Миха­ила Булга­кова». Как будто они захо­тели поста­вить посе­ти­теля в пози­цию чело­века, только лишь ищущего писа­теля, рассы­пан­ного в нашей исто­ри­че­ской памяти на множе­ство элемен­тов и слоёв. Основ­ное простран­ство выставки — это сеть фраг­мен­тов единого Булга­кова, кото­рые каждый может сложить в единое целое само­сто­я­тельно.

Глав­ный зал выставки — тёмный, чётко осве­ща­ются лишь отдель­ные экспо­наты, и осве­ще­ние нередко меня­ется. Словно мы прони­каем в какой-то таин­ствен­ный лите­ра­тур­ный мир.

Знаком­ство начи­на­ется с раздела «За мной, мой чита­тель!». Мы видим перед собой два парал­лель­ных ряда из книг и ожив­ших анту­ра­жей этих книг. Книги — это самый первый, самый внеш­ний слой воспри­я­тия писа­теля. Ведь сперва все мы читаем произ­ве­де­ния автора. На данной выставке этих книг пять. Они разные — здесь томик «Мольера» нахо­дится рядом со сбор­ни­ком расска­зов и публи­ци­стики.

Закладки-«подсказки» в «Запис­ках покой­ника» (он же — «Теат­раль­ный роман»)

Книги можно невоз­бранно читать, но уже здесь с нами словно играют — закладки допол­нены забав­ными визу­аль­ными обра­зами, отсы­ла­ю­щими к конкрет­ным местам произ­ве­де­ний. Ну а чтобы понять, как мог выгля­деть лите­ра­тур­ный мир, в кото­ром жили герои Булга­кова, доста­точно просто оторваться от чтения и посмот­реть вперёд. Парал­лельно перед книгами мы видим после­до­ва­тель­ность «комнат-ячеек». Скорее всего, если вы не читали «Мольера» (то бишь, пьесу «Кабала святош»), то вы не поймёте, почему перед сценой стоит целый ряд поту­шен­ных свечей. А если вам неиз­вестны подроб­но­сти «Мастера и Марга­риты», то и вывеска «МАССОЛИТ» и примус в макете неко­его дома будут не набо­ром цитат, а просто краси­вой инстал­ля­цией.

Тот самый дом

Следует сказать, что такое погру­же­ние рассчи­тано на подго­тов­лен­ного чита­теля. Но зато таким чита­те­лям разгля­ды­вать детали пред­став­лен­ных сцен будет очень инте­ресно. Созда­тели не поле­ни­лись уста­вить столы канце­ляр­скими и кухон­ными принад­леж­но­стями и увесить стены фото­гра­фи­ями и афишами. Где-то в раме разбито стекло, по бокам ободраны стены и снесён паркет, ворота в пыли и грязи, словно их пере­несли с насто­я­щей улицы…

Детали инте­рьера

Пере­ходя в другую часть зала (вторая часть выставки — «Я, к сожа­ле­нию, не герой»), мы начи­наем изучать следу­ю­щий «слой» Булга­кова — исто­рию его твор­че­ского пути. По задумке авто­ров выставки, идти мы должны в обрат­ном порядке — от смерти писа­теля к началу 1920-х годов. Сама линия жизни обога­щена руко­пи­сями, фото­гра­фи­ями и другими пред­ме­тами, среди кото­рых пись­мен­ные принад­леж­но­сти Булга­кова, первая редак­ция «Мастера и Марга­риты», теат­раль­ные афиши, вырезки из газет и многое другое.

Пред­ла­га­е­мое Булга­ко­вым назва­ние пьесы «Кабала святош» делало сюжет проти­во­сто­я­ния неза­ви­си­мого творца и тира­ни­че­ской власти алле­го­рией, поэтому было заме­нено цензу­рой на конкретно-исто­ри­че­ское «Мольер».

Прямо рядом с этими стен­дами — окна тех самых ожив­ших инте­рьер­ных сцен. Можно сказать, что на них с обрат­ной стороны, где теперь оказался посе­ти­тель выставки, смот­рел когда-то сам Булга­ков и мы можем на осно­ва­нии экспо­на­тов-доку­мен­тов просле­дить детали твор­че­ского процесса. Все собы­тия «за окнами» строго соот­вет­ствуют хроно­ло­гии лите­ра­тур­ных миров первой части выставки.

Взгляд с обрат­ной стороны лите­ра­тур­ного мира

Но и это далеко не всё. Вдоль стены распо­ло­жены теле­фоны, кото­рые непре­станно, но совсем не раздра­жа­юще звонят. Не стес­няй­тесь, подни­мите трубку: на линии совре­мен­ники и свиде­тели жизни Булга­кова зачи­ты­вают его произ­ве­де­ния и делятся воспо­ми­на­ни­ями о нём. И прямо рядом с теле­фо­нами ещё один нема­ло­важ­ный слой — исто­ри­че­ская лето­пись собы­тий, проис­хо­див­ших на глазах героя выставки. В основ­ном это собы­тия из мира куль­туры, но именно на них чаще всего Булга­ков и мог реаги­ро­вать: созда­ние Союза писа­те­лей СССР, обыски, аресты и откры­тые письма лите­ра­то­ров, пери­пе­тии судеб отдель­ных коллег по цеху.

Стена, воспро­из­во­дя­щая исто­ри­че­ский контекст

Третья часть, «Извле­че­ние мастера», скорее явля­ется допол­не­нием и прило­же­нием к основ­ному залу. Несколько личных вещей Булга­кова — порт­си­гар, монокль, визит­ная карточка — стоят в отдель­ном кори­доре и уже не вписаны в чётко выве­рен­ную хроно­ло­ги­че­скую сеть глав­ного зала. Хотя, безусловно, это тоже элемент декон­струк­ции писа­теля. В полной мере её можно увидеть в боль­шой инстал­ля­ции порт­рета Булга­кова, кото­рый и так состоит из кусоч­ков разных фото­гра­фий, а при прибли­же­нии разде­ля­ется на цитаты совре­мен­ни­ков.

Скла­ды­ва­ется ли на основе такой декон­струк­ции единый порт­рет «мастера»? Да, безусловно. Но в зави­си­мо­сти от взгля­дов посе­ти­те­лей увиден­ные порт­реты будут разли­чаться. Кто-то увидит фанта­зию книг, кто-то — труд­ный путь совет­ского писа­теля, а кто-то — цель­ную личность в глазах совре­мен­ни­ков. Как и в реаль­но­сти, круп­ная лите­ра­тур­ная фигура для каждого будет немного своя. И досто­ин­ством выставки «Явле­ние героя» явля­ется возмож­ность это «своё» найти каждому.


Выставка «Явле­ние героя. В поис­ках Миха­ила Булга­кова» открыта до 10 мая 2019 года, подроб­но­сти читайте на сайте ВДНХ.

Поделиться