Пятничный дайджест. Много Чернобыля, Пушкина и кино

Всем привет! Одним из самых обсуж­да­е­мых куль­тур­ных собы­тий на этой неделе стал сериал «Черно­быль». Мы вот его пока не посмот­рели, сказать ничего не можем (хотя с инте­ре­сом смот­рели несколько доку­мен­та­лок о черно­быль­ской ката­строфе). Однако отме­тим, что инте­рес к теме подско­чил, и потому сего­дня в наш дайджест попало несколько текстов об этом. Что же ещё достойно внима­ния и прочте­ния? Давайте узнаем. Поехали!


Начнём с дня рожде­ния Пушкина, кото­рый прошёл 6 июня. Между прочим, круг­лая дата, 220 лет, да ещё и знако­мая многим по школь­ным време­нам. VATNIKSTAN в основ­ном пишет о более позд­них эпохах, и Алек­сандр Серге­е­вич к нам в гости не заха­жи­вал, а вот другие сайты в ряде случаев стара­ются делать подборки мате­ри­а­лов о ключе­вой фигуре русской лите­ра­туры.

Такая подборка вышла на «Диле­танте», она в основ­ном состоит из крат­ких и лёгких статей, а также несколь­ких стено­грамм пере­дач с «Эха Москвы», теста, публи­ка­ции рисун­ков Пушкина — может, что-то заин­те­ре­сует. Сбор­ник более содер­жа­тель­ных и глубо­ких мате­ри­а­лов — на «Горь­ком». Тут и исто­рия пушки­ни­стики, и исто­рия памят­ника Пушкину, и разбор отдель­ных лите­ра­тур­ных сюже­тов его твор­че­ства. Меня, скажем, больше всего заин­те­ре­со­вала статья о доно­сах на русских лите­ра­то­ров в XIX веке.

Пере­движка памят­ника Пушкину на проти­во­по­лож­ную сторону Твер­ской, 1950 год

Если хотите погру­зиться в атмо­сферу доре­во­лю­ци­он­ного дека­данса, то на «Ноже» вышла статья о дека­дансе в кине­ма­то­графе, или, как сказали бы раньше, сине­ма­то­графе 1910-х годов. Надо сказать, очень любо­пыт­ный ракурс, хотя и довольно очевид­ный — на дворе же стоял Сереб­ря­ный век, лите­ра­тура была прони­зана сенти­мен­таль­ными вздо­хами и жаждой дегра­да­ции и суицида, и понятно, что кино не могло пройти мимо. Появи­лось даже поня­тие «русский финал» в кино: «русский» значит траги­че­ский.

Довольно депрес­сив­ным настроем, на мой взгляд, отли­ча­ются и фильмы Андрея Тарков­ского. «Арза­мас» опуб­ли­ко­вал фраг­менты из днев­ни­ков Тарков­ского на разные темы, позво­ля­ю­щие приот­крыть завесу тайны над зага­доч­ной душой извест­ного режис­сёра. Скажем, он абсо­лютно искренне инте­ре­со­вался пара­пси­хо­ло­гией, ясно­ви­дя­щими и подоб­ными темами, как можно узнать из одной цитаты. А ещё в статье есть парочка фото­гра­фий с совер­шенно неузна­ва­е­мым Тарков­ским:

Андрей Тарков­ский с актри­сой Вален­ти­ной Маля­ви­ной на Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­вале. 1962 год

Надо­ело кино и хотите почи­тать серьёз­ную лите­ра­туру? На сайте Warhead.su опуб­ли­ко­вали реко­мен­да­ции коллек­тива посто­ян­ных авто­ров под претен­ци­оз­ным назва­нием «Как стать исто­ри­ком» (хотя далеко не все из них могут похва­статься тем, что явля­ются именно исто­ри­ками, а не публи­ци­стами). Понятно, что тема­тика портала уводит инте­ресы авто­ров в первую очередь в воен­ную исто­рию, но, возможно, что-то из их списка вы зане­сёте себе в кате­го­рию «must read». И да, не удив­ляй­тесь, что там есть Виктор Суво­ров — это скорее пример того, как плохая книга способ­ство­вала инте­ресу к теме и правиль­ным знаниям.

Ну что, давайте о «Черно­быле»? Ликви­да­тор ката­строфы Васи­лий Найда, посмот­рев несколько эпизо­дов, сериал одоб­рил. Заодно в этом же мате­ри­але «Бумаги» — неболь­шой коммен­та­рий иссле­до­ва­теля исто­рии эколо­гии Юлии Лайус о послед­ствиях Черно­быля. Кратко, но по делу.

А вот на «Colta» сериал покри­ти­ко­вали. Но не в простень­ком формате «вот здесь непра­вильно, в исто­рии было не так», а в виде непло­хой рецен­зии с анали­зом взгля­дов зару­беж­ных крити­ков, оцен­кой жанра и худо­же­ствен­ного подхода созда­те­лей. Думаю, что именно такая критика нужна, ведь нахо­дить несты­ковки в нали­чии пласти­ко­вых окон на жилых домах можно беско­нечно, всегда будут исто­ри­че­ские неточ­но­сти.

Кадр из сери­ала

Очеред­ные свежие мате­ри­алы из архи­вов укра­ин­ского КГБ опуб­ли­ко­вало «Насто­я­щее время», на этот раз — о Черно­быле. Авторы статьи публи­куют цитаты из архив­ных дел, часто оттал­ки­ва­ясь от фактов, упомя­ну­тых в сери­але «Черно­быль». Непло­хой подход. Публи­ка­ция остав­ляет, конечно, крайне нега­тив­ный осадок: всё-таки во время ката­строфы всплы­вало разное — и контроль со стороны властей и спец­служб, и цензура, и просчёты руко­вод­ства, и корруп­ция.

Киев­ское изда­ние «TheБа­бель» заин­те­ре­со­ва­лось инфор­ма­цией, что одна британ­ская сцена­ристка покри­ти­ко­вала сериал «Черно­быль» за отсут­ствие темно­ко­жих актё­ров, и журна­ли­сты в итоге нашли реаль­ного негра, кото­рый был ликви­да­то­ром в Черно­быле. Зовут его, правда, Игорь Хиряк. Инфор­ма­ции немного, но удиви­тельно, какие только исто­рии не всплы­вают со време­нем о, каза­лось бы, давно пере­жё­ван­ной теме.

Герой мате­ри­ала — третий слева

Под конец давайте отвле­чёмся от ката­строф и почи­таем увле­ка­тель­ную исто­рию о том, как энту­зи­а­сты пыта­ются восста­но­вить источ­ники саунд­трека… совет­ского мульт­фильма «Ну, погоди!». Как выяс­ня­ется из текста, это не так-то просто. В эпоху, когда поня­тие автор­ских прав трак­то­ва­лось доста­точно вольно, нередко случа­лись заим­ство­ва­ния, причём иногда даже неосо­знан­ные. Удастся ли когда-нибудь распу­тать клубок музы­каль­ных исто­ков приклю­че­ний Волка и Зайца — боль­шой вопрос.

Прият­ного чтения и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться