Пятничный дайджест. 8-е марта, Дворец Советов и наркоманские фильмы

Всем привет! Вчераш­ний празд­ник, Между­на­род­ный женский день, не мог не отра­зиться на инфор­ма­ци­он­ной повестке: соци­аль­ные сети и медиа пест­рили много­чис­лен­ными текстами об исто­ри­че­ских корнях празд­ника 8-го марта и акту­аль­но­сти феми­низма. Мы тоже не стали прохо­дить мимо и подго­то­вили инте­рес­ную подборку совет­ских «женских» плака­тов. Из них я, напри­мер, с удив­ле­нием узнал об исполь­зо­ва­нии век назад слова «проле­тарка» (феми­нистки были бы довольны таким явным феми­ни­ти­вом). Что же любо­пыт­ного на эту и другие темы удалось обна­ру­жить в иных местах? Сейчас расска­жем. Поехали!


На самом деле новых мате­ри­а­лов не так много: тема исто­рии женского движе­ния разжё­вы­ва­ется по поводу и без не только 8-го марта. Поэтому огра­ни­чимся инте­рес­ными ссыл­ками, обна­ру­жен­ными в соцсе­тях. Вот, скажем, проект «Прожито», рабо­та­ю­щий с днев­ни­ками, сделал неплохую подборку фраг­мен­тов из днев­ни­ков, связан­ных именно с 8-м марта. Днев­ники — источ­ник слож­ный, и полную картину из них можно полу­чить только при анализе боль­ших объё­мов и при срав­не­ниях. Здесь нам повезло, и случай­ные записи сами сложи­лись в логич­ную после­до­ва­тель­ность: от митин­гов и востор­жен­ных пере­ска­зов комму­ни­сти­че­ской пате­тики записи в днев­ни­ках о 8-м марта смени­лись… на описа­ние закупки подар­ков и пьян­ства.


Весьма обыч­ный текст об исто­рии суфра­жизма мельк­нул на стра­ничке Moloko plus, но, в отли­чие от много­чис­лен­ных акцен­тов на дате 8-е марта в других исто­ри­че­ских экскур­сах, он обра­щает внима­ние на миро­вой обще­ствен­ный контекст XIX века, в кото­ром появи­лось и разви­ва­лось женское движе­ние. Если вам нравится участ­во­вать в спорах о феми­низме, пона­бе­рите для себя фактов из этого неболь­шого обзора.


А русский контекст женского движе­ния допол­нит инте­рес­ная исто­рия о том, как в 1917 году женщины отсто­яли право на участие в выбо­рах. Оказы­ва­ется, оно появи­лось на во время Октябрь­ской рево­лю­ции и не во время непо­сред­ствен­ной Февраль­ской рево­лю­ции и свер­же­ния монар­хии, а между ними благо­даря усилиям Лиги равно­пра­вия женщин. Понятно, что общий ход рево­лю­ци­он­ного процесса затмил собой в исто­ри­че­ской памяти эту неболь­шую исто­рию, но о ней напом­нила стра­ничка «Вера Нико­ла­евна Фигнер» со ссыл­кой на статью 1990-х годов. Старая авто­ри­тет­ная рево­лю­ци­о­нерка Фигнер тут не случайно — она имела причаст­ность к орга­ни­за­ции мани­фе­ста­ции Лиги.


Другой памят­ной датой на этой неделе было 7-е марта, потому что в этот день в 1981 году был открыт Ленин­град­ский рок-клуб. Новых мате­ри­а­лов мне не повстре­ча­лось, хотя нашлась непло­хая статья двух­лет­ней давно­сти на тема­ти­че­ском сайте «Роккульт» с цита­тами из воспо­ми­на­ний участ­ни­ков рок-клуба — БГ, Гаркуши, Рекшана и других. Это не полно­цен­ная исто­рия важного явле­ния в отече­ствен­ной рок-музыке, а скорее «штрихи к порт­рету», но люби­те­лям русского рока должно быть инте­ресно.

Рок-музыка — свиде­тель­ство заката совет­ской идео­ло­гии, кото­рая уже была не в силах контро­ли­ро­вать умы моло­дого поко­ле­ния. А вот одним из свиде­тельств расцвета этой идео­ло­гии до войны был мощный проект стро­и­тель­ства Дворца Сове­тов. Об этом расска­зы­вает свежая публи­ка­ция на Diletant.media под назва­нием «Несо­сто­яв­шийся комму­ни­сти­че­ский зикку­рат». Если честно, статья пред­став­ляет собой набор обще­из­вест­ных фактов на пять абза­цев, но всё-таки до сих пор вооб­ра­же­ние пора­жает гран­ди­оз­ность возмож­ного облика Москвы. Кстати, никто не натал­ки­вался на инте­рес­ные фото- или видео-коллажи, на кото­рых бы Дворец Сове­тов был реали­стично вписан в совре­мен­ный облик столицы? Инте­ресно взгля­нуть.

Эх, красота же…

Зато много иллю­стра­тив­ного мате­ри­ала удалось найти в специ­аль­ной публи­ка­ции Музея поли­ти­че­ской исто­рии «Февраль­ская рево­лю­ция глазами худож­ни­ков». Не самая очевид­ная тема, кстати, потому что иногда кажется, что после­до­вав­ший Октябрь затмил худо­же­ствен­ными обра­зами «буржу­азно-демо­кра­ти­че­ский» Февраль. Однако совет­ские живо­писцы оста­вили непло­хое насле­дие, на кото­ром отоб­ра­зи­лись «февраль­ские» сюжеты. Картины, кото­рые хранятся в самом музее, пред­став­лены в статье.


Много иллю­стра­ций из музей­ных фондов можно также найти в регу­ляр­ных публи­ка­циях Музея исто­рии рели­гии. «ВКон­такте» они ведут целую рубрику «50 исто­рий» на основе храня­щихся в музее фото­кол­лек­ций. Каждая исто­рия приво­дит фото­гра­фию, возмож­ные биогра­фи­че­ские сведе­ния об авторе и описа­ние обсто­я­тельств самого снимка. На этой неделе исто­рия расска­зы­вает про встречу сама­ри­тян­ского шейха с британ­ским воен­ным в 1867 году. Хоро­ший цикл, можете вклю­чить пред­став­лен­ную послед­нюю публи­ка­цию и промо­тать её ниже, чтобы пере­хо­дить на преды­ду­щие.


Если на выход­ных захо­тите посмот­реть кино, то в сооб­ще­стве «ОНА РАЗВАЛИЛАСЬ» опуб­ли­ко­вана подборка пере­стро­еч­ных филь­мов, где затра­ги­ва­ется тема нарко­ма­нии. Судя по впечат­ле­ниям автора публи­ка­ции, не очень понятно, о чём больше эти фильмы — о наблю­да­е­мом в то время явле­нии нарко­ма­нии или о состо­я­нии кино и умов, кото­рые это кино пыта­лись снимать… Впро­чем, «Игла» с Викто­ром Цоем лично мне до сих пор захо­дит на «ура».


Прият­ного чтения и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться