Пятничный дайджест. От красных попов до советского спиритизма

Сего­дня в дайджест попало два неза­ви­си­мых друг от друга мате­ри­ала, кото­рые дали заго­ло­вок этому тексту. Совет­ское время, несмотря на свой офици­аль­ный атеизм, было време­нем духов­ных, куль­тур­ных поис­ков, кото­рые велись как на офици­аль­ном, так и на неофи­ци­аль­ном уров­нях. Косвенно тему «духов­но­сти» затра­ги­вают и неко­то­рые другие статьи, кото­рые попа­лись нам на глаза за прошед­шую неделю. Об этом мы и попро­буем пого­во­рить. Поехали!


Впро­чем, попро­буем выстро­ить публи­ка­ции по исто­рико-хроно­ло­ги­че­скому прин­ципу. И для начала посо­ве­туем почи­тать фраг­мент из книги Кирилла Соло­вьёва «Само­дер­жа­вие и консти­ту­ция. Поли­ти­че­ская повсе­днев­ность в 1906–1917 годах». Книгу мы уже сове­то­вали, нахва­ли­вать лишний раз не будем, а фраг­мент из неё, появив­шийся на «Пост­на­уке», посвя­щён изме­не­ниям в консти­ту­ци­он­ном строе в 1905 году, кото­рые превра­тили Россию в консти­ту­ци­он­ную монар­хию. Или не превра­тили?.. Вот эти-то давние споры и затра­ги­вает отры­вок. Вывод автора довольно неод­но­знач­ный — он, как мне пока­за­лось, подво­дит к мысли, что оценка поли­ти­че­ского режима после 1905 года как консти­ту­ци­он­ного или абсо­лю­тист­ского зави­сит от поли­ти­че­ской пози­ции.

Компро­мисс в обще­стве найти не удалось, и нача­лась рево­лю­ция с Граж­дан­ской войной. Новая статья на «Скеп­сисе» от Нико­лая Заяца затра­ги­вает фено­мен «крас­ных священ­ни­ков» этого пери­ода. Исто­рии конкрет­ных пред­ста­ви­те­лей духо­вен­ства, неко­то­рые из кото­рых в прямом смысле рато­вали за «христи­ан­ский комму­низм», не могут не заво­ра­жи­вать. Уж очень редкий сюжет для исто­ри­че­ских и публи­ци­сти­че­ских трудов, и весьма неоче­вид­ный. А ведь о таких приме­рах в годы Граж­данки могли свободно писать в газе­тах!

Доку­мент из фонда Ишим­ского Истпарта ВКП(б) о священ­нике Петре Герма­нове, кото­рый за свои комму­ни­сти­че­ские взгляды стал жерт­вой колча­ков­ского белого террора

На сайте Россий­ского госу­дар­ствен­ного воен­ного архива опуб­ли­ко­ваны мате­ри­алы вирту­аль­ной выставки к 80-летию конфликта в районе реки Халхин-Гол. Вирту­аль­ная выставка (если вдруг вы не знаете) — это когда архивы выкла­ды­вают в свобод­ный доступ доку­менты по какой-то теме. И доку­мен­тов выло­жили очень много, жела­ю­щие — читайте и копи­руйте для своих нужд. Кроме доку­мен­тов, на вирту­аль­ной выставке есть разделы с инте­рес­ными фото­гра­фи­ями и даже ауди­о­за­пи­сями.

Пуле­мёт­чики Монголь­ской народ­ной рево­лю­ци­он­ной армии на пере­до­вой. 1939 год. Из фондов РГАКФД

На этой неделе возник целый между­на­род­ный скан­дал по поводу неле­пых выска­зы­ва­ний в немец­кой газете Die Welt о совет­ской победе в танко­вом сраже­нии под Прохо­ров­кой и необ­хо­ди­мо­сти «снести» памят­ник в её честь. Поскольку идей­ное насле­дие войны давно стало частью нашей куль­туры и «духов­но­сти» в широ­ком смысле слова, новость неиз­бежно поро­дила коммен­та­рии поли­ти­ков. На этом фоне найти конкрет­ные отзывы исто­ри­ков и исто­рико-попу­ляр­ные разборы оказа­лось непро­сто. Если хотите почи­тать пози­цию извест­ного воен­ного исто­рика Алек­сея Исаева — вот его свежая заметка на сайте «Warhead».

Очеред­ная статья «Насто­я­щего времени» на основе архи­вов укра­ин­ского КГБ — в пору заво­дить отдель­ный ката­лог! Но статьи всегда инте­рес­ные, даже удив­ля­ешься, как у совет­ских граж­дан хватало фанта­зий нары­ваться на непри­ят­но­сти с орга­нами по самым нестан­дарт­ным пово­дам. В конце 1940-х таким пово­дом оказался спири­тизм. Несколько жите­лей городка Белая Церковь под Киевом вызы­вали духов своих родствен­ни­ков, а также «обща­лись» с Макси­мом Горь­ким, Львом Троц­ким, Констан­ти­ном Циол­ков­ским, Надеж­дой Алли­лу­е­вой и, конечно, Влади­ми­ром Ильи­чом Лени­ным. Знаете, кстати, что отве­тил Ильич на вопрос о буду­щем совет­ской власти? Люби­тели спири­тизма полу­чили на него ответ, что совет­ская власть «не будет суще­ство­вать, и помо­жет в этом Америка».

Под буквами Л и С скры­ва­лись «Ленин» и «Сталин»

Боль­шин­ство совет­ских граж­дан имели духов­ные увле­че­ния попроще. Напри­мер, кине­ма­то­граф. Статья Дмит­рия Карпюка из онлайн-журнала «Дискурс» иссле­дует депрес­сив­ные тенден­ции в совет­ском кино 1970-х годов, выде­ляя в них тема­тику бегства. Нет, не бегства из страны, конечно — бегства от привыч­ной жизни куда-то в никуда. С этим я согла­шусь — такие же мысли меня посе­щали при просмотре, каза­лось бы, весё­лой коме­дии сере­дины 1970-х «Афоня». О ней в статье не расска­зы­ва­ется, но зато есть много других приме­ров.

Неко­то­рые пыта­лись убежать и по-насто­я­щему. Напри­мер, угнав транс­порт­ное сред­ство. Сайт «Тайга.инфо» опуб­ли­ко­вал в двух частях (часть 1 и часть 2) исто­рию захвата авто­буса у аэро­порта Ново­куз­нецка в 1979 году — преступ­ники пыта­лись таким обра­зом потре­бо­вать верто­лёт и в конеч­ном итоге улететь в Японию. Назва­ние, однако, у статьи какое-то стран­ное — «Четыре часа свободы». Как будто автор оправ­ды­вает теракт стрем­ле­нием к свободе…

Схема возмож­ного штурма верто­лёта, кото­рый пред­по­ла­га­лось выде­лить терро­ри­стам

Завер­шает наш дайджест отлич­ный ролик «Кино­По­иска» с обзо­ром дости­же­ний доре­во­лю­ци­он­ного русского кино. Несмотря на его длитель­ность в полчаса, смот­рится очень увле­ка­тельно и совсем не затя­нуто.

Прият­ного чтения и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться