Пятничный дайджест. «Петербург» Андрея Белого, русские в Америке и непростые девяностые

Всем привет! Сего­дня пятница, и мы откры­ваем новую рубрику – «Пятнич­ный дайджест». Для нас эта неделька выда­лась непро­стой: мы пере­шли Руби­кон, и теперь наш сайт – это полно­цен­ный исто­рико-куль­тур­ный онлайн-журнал о русско­языч­ной циви­ли­за­ции. Но не только мы публи­куем хоро­шие мате­ри­алы, и потому дайдже­сты будут знако­мить с инте­рес­ными публи­ка­ци­ями, вышед­шими в Сети за прошед­шую неделю (и не только). А вам будет что почи­тать на выход­ных. Поехали!


Прошед­шая неделя запом­ни­лась несколь­кими годов­щи­нами исто­ри­че­ских дат. Одна из них – начало блокады Ленин­града (8 сентября 1941 года). Если вы не знаете, что 8 сентября этого года в Питере зало­жили первый камень буду­щего музей­ного комплекса о блокаде, то читайте об этом в мате­ри­але «Развилки». Кажется, уже через пару лет нас может ожидать совре­мен­ный и безумно инте­рес­ный новый музей.

Юбилей отме­тил русский клас­сик Лев Толстой, родив­шийся 9 сентября 1828 года. Новые круп­ные публи­ка­ции в Интер­нете о нём нам не попа­да­лись – разве что музей-усадьба «Ясная Поляна» запу­стила неболь­шой спец­про­ект с выдерж­ками из выпус­ков различ­ных россий­ских газет 1908 года. Тем не менее, вы всегда можете завис­нуть на сайте «Арза­маса», слушая ауди­о­лек­ции и читая мате­ри­алы курса «Лев Толстой против всех».

Между прочим, это селфи. Другие любо­пыт­ные экспо­наты из толстов­ских музеев — на сайте «Арза­маса».

О другом извест­ном мысли­теле, Петре Чаада­еве, пого­во­рил «Горь­кий» с Миха­и­лом Вели­же­вым, соста­ви­те­лем недавно вышед­шей книги «Чаадаев против наци­о­на­лизма». Как понять идеи Чаада­ева и можно ли их пере­не­сти на совре­мен­ную почву, спорят уже почти два века – стало быть, чаада­ев­ское насле­дие ещё не ушло в прошлое.

Фана­там импер­ского пери­ода стоит также обра­тить внима­ние на разбор «Полкой» одного из самых слож­ных рома­нов русской лите­ра­туры – «Петер­бурга» Андрея Белого. Возможно, без этого коммен­та­рия не каждый чита­тель поймёт, что под личи­ной Абле­ухова скры­вался Побе­до­нос­цев, а рево­лю­ци­о­неры, возможно, списаны Белым с Азефа и Гершуни.

Роман Белого позво­лит вам окунуться в атмо­сферу импер­ской столицы.

Журнал «Скеп­сис» пере­не­сёт нас в акту­аль­ную совре­мен­ность рецен­зией на книгу Бориса Макси­мова «Рабо­чие в рефор­ми­ру­е­мой России». Не смущай­тесь, что эта книга издана 14 лет назад – анализ соци­аль­ных процес­сов эпохи девя­но­стых будет инте­ре­сен и люби­те­лям исто­рии, и тем, кто будет заду­мы­ваться о насущ­ном дне.

Эксклю­зив­ный и в какой-то степени экзо­ти­че­ский контент выпу­стила группа радио­пе­ре­дачи «Родина слонов» Вкон­такте. Она опуб­ли­ко­вала запись пере­дачи «Исто­рия конфлик­тов» о Русско-тлин­кит­ской войне начала XIX века. Тлин­киты – это индейцы Север­ной Америки. Пере­дачу, как сооб­щают, в эфир так и не выпу­стили, так что ловите нефор­мат.


Для вечер­него кино­про­смотра мы бы посо­ве­то­вали выбрать что-то из нашей подборки филь­мов о НЭПе. Мой фаво­рит – отлич­ный совет­ский детек­тив «Трак­тир на Пятниц­кой» о ликви­да­ции банды реци­ди­ви­стов в нэпо­в­ской Москве.

А ещё на прошед­ших выход­ных был День города в столице. В честь этого поре­ко­мен­дуем инте­рес­ный Инста­грам-канал “MOSCOVITE. Краси­вые фото­гра­фии в нём сопро­вож­да­ются очень подроб­ными исто­ри­че­скими текстами.

 

Посмот­реть эту публи­ка­цию в Instagram

 

Веро­ятно, чета Фила­то­вых были еще те ориги­налы, а архи­тек­тор В.Е. Дубов­ской — не прочь вопло­тить их и свои прихоти. Одному — купцу Якову Фила­тову — дом с пере­вер­ну­той рюмкой (ее мы уже разгля­ды­вали через лупу), жене его — дом с рыца­рями (№35 на Арбате, 1913 года постройки). ⠀ Правда, фигуры рыца­рей в латах, охра­ня­ю­щие непри­ступ­ные дома-зáмки,- чуть ли не обяза­тель­ный атри­бут архи­тек­тора Дубов­ского, кото­рый умело соче­тал готи­че­ские мотивы и роман­скую архи­тек­туру. ⠀ Внут­рен­ний инте­рьер здания тоже был тщательно проду­ман, а сам дом пред­на­зна­чался для хорошо обес­пе­чен­ных жите­лей – лифты с зерка­лами, мрамор­ные лест­ницы с дубо­выми пери­лами и чугун­ным литьем, витражи. Каждая квар­тира – по несколько комнат, вклю­чая поме­ще­ние для прислуги. ⠀ В совет­ское время многие из них стали комму­наль­ными, но в неко­то­рых жили пред­ста­ви­тели совет­ской элиты, партий­ной и не только. В 1975 в здании разме­сти­лось Мини­стер­ство куль­туры, а в 1992 – Дом актера, кото­рый нахо­дится здесь и сейчас (его первое приста­нище на Пушкин­ской площади было уничто­жено пожа­ром). ⠀ Кстати, сможете вспом­нить, какие еще дома в Москве охра­няют рыцари? 🤔 ⠀ По кадрам: №2 — рыцарь взирает на Арбат (Фото 1988–1989 А. Соло­вьёва) №3 — Арбат, еще не став­ший пеше­ход­ным (Фото нач. 1970-х А. Алек­сан­дрова) ⠀ #mskvit #моско­вит #арбат #архи­тек­тура #arhitecture #details #москвав­де­та­лях #домак­тера

Публи­ка­ция от M O S C O V I T E (@mskvit)

Прият­ного чтения и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться