Пятничный дайджест. Судьба Зарядья, критика архивов и песни Науменко

Всем привет! Сего­дняш­ний дайджест можно назвать крити­че­ским, поскольку в нём будет несколько крити­че­ских статей, посвя­щён­ных акту­аль­ным собы­тиям. Впро­чем, все они имеют отно­ше­ние к исто­рико-куль­тур­ным пробле­мам, разу­ме­ется — в акту­аль­ную поли­тику VATNIKSTAN уходить не соби­ра­ется. Хотя когда та же поли­тика уходит в прошлое, она стано­вится люби­мой нами исто­рией — что, напри­мер, дока­зы­вает наша подборка поли­ти­че­ских теле­де­ба­тов послед­них двух деся­ти­ле­тий, посмот­рите, если не видели. И давайте глянем, чем же нас пора­до­вали другие ресурсы за послед­нее время. Поехали!


Начнём с инте­рес­ной статьи на основе доку­мен­тов КГБ, найден­ных в архиве Службы безопас­но­сти Укра­ины. Киев­ские сотруд­ники КГБ в конце 1970-х годов соста­вили обзор идейно вред­ной лите­ра­туры, и фраг­менты из него — насто­я­щее лите­ра­ту­ро­вед­че­ское посо­бие. Самое извест­ное из упомя­ну­тых произ­ве­де­ний (и потому оказав­ше­еся на верх­ней обложке статьи в виде кадра из экра­ни­за­ции) — «Завод­ной апель­син» Энтони Бёрджесса, в кото­ром усмот­рели клевету на комму­низм. Статья не огра­ни­чи­ва­ется пере­чис­ле­нием запре­щён­ных произ­ве­де­ний, но и кратко их харак­те­ри­зует, а также в целом описы­вает ситу­а­цию с «чёрным» книго­по­то­ком в СССР.

Давно вы гуляли по центру Москвы? Если это проис­хо­дило с 2006 по 2017 годы, то навер­няка вам попа­да­лась на глаза огром­ная стройка на месте нынеш­него Заря­дья. «Архнад­зор» напи­сал очень подроб­ный разбор исто­рии много­стра­даль­ного Заря­дья в XX веке. Поне­воле дума­ешь, что над этим местом в двух шагах от Кремля витает какая-то нега­тив­ная карма. Резуль­тат очеред­ных архи­тек­тур­ных экспе­ри­мен­тов автору не очень понра­вился. Почему? Читайте претен­зии в статье Петра Мирош­ника «Заря­дье. Итоги».

Нере­а­ли­зо­ван­ный проект «сталин­ской высотки» в Заря­дье

В критику пода­лась и газета «Лите­ра­тур­ная Россия», подняв вопрос о состо­я­нии дел в россий­ских архи­вах. Факти­че­ски это откры­тое письмо руко­вод­ству Феде­раль­ного архив­ного агент­ства, но из него можно узнать много фактов о том, с какими ситу­а­ци­ями стал­ки­ва­лись специ­а­ли­сты-исто­рики в послед­ние годы. Одна из глав­ных проблем — контраст между влива­нием ресур­сов в между­на­род­ные иссле­до­ва­тель­ские проекты и жёст­кие усло­вия доступа непо­сред­ственно для россий­ских иссле­до­ва­те­лей. Дойдёт ли критика до верхов и дождутся ли исто­рики когда-нибудь очеред­ного «архив­ного ренес­санса»?.. Посмот­рим.

А пока можно перейти к тем архив­ным доку­мен­там, кото­рые, напро­тив, попали в откры­тый доступ. Мини­стер­ство обороны опуб­ли­ко­вало личные фото­гра­фии извест­ных совет­ских воена­чаль­ни­ков из собствен­ных архив­ных фондов. Они распо­ло­жены на одной стра­нице и выстро­ены рядом: одна фото­гра­фия — офици­аль­ная, в парад­ной форме, другая — «домаш­няя», в кругу семьи, дома или на природе. Хоро­ший контраст, кото­рый пока­зы­вает, что воен­ные оста­ются людьми, а не превра­ща­ются в «исту­ка­нов» в форме.

Маршал Рокос­сов­ский на охоте

Ещё одна критич­ная статья вышла на сайте журнала «Исто­рик». В ней вовсю громят сериал «Зорге», где роль извест­ного совет­ского развед­чика испол­нил Алек­сандр Домо­га­ров. Акту­аль­ная кино­кри­тика исто­ри­че­ских филь­мов — это нам по душе. Жаль только, что слиш­ком часто она стано­вится именно разгром­ной. За дело? Ради «хайпа», как нынче модно гово­рить? По мнению автора рецен­зии, биографа Рихарда Зорге Алек­сандра Кула­нова, всё-таки за дело, кото­рое заклю­ча­ется не в дета­лях, а в пере­даче подлин­ного содер­жа­ния и моти­вов исто­ри­че­ских собы­тий. Впро­чем, судите сами.

Напо­сле­док немного рассла­бимся и послу­шаем музыку. Точнее, почи­таем о музыке и парал­лельно врубим её в науш­ни­ках или колон­ках. В моло­дом медиа­про­екте «Под лёд» выпу­стили разбор твор­че­ства Майка Науменко. Автор статьи обра­щает внима­ние на конкрет­ные темы, кото­рые всплы­вали в его песнях — образы Дамы и любви, Москвы и секса, музыки и быто­вых проблем.


А друже­ствен­ная нам ХРУЩЁВКА соста­вила подборку из 11 глав­ных альбо­мов совет­ского нью-вейва. Кроме всем извест­ных «Началь­ника Камчатки» от «Кино» и «Князя тишины» от «Наути­луса», уверен, там есть альбомы и испол­ни­тели, о кото­рых вы могли и не знать. Подборка старая, напи­сан­ная Иваном Борт­ни­ко­вым ещё пару лет назад, но в виде «заметки ВКон­такте» её офор­мили в этом месяце.


Прият­ного чтения и прослу­ши­ва­ния, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться