Пятничный дайджест. Код Сталина, вдохновение Булгакова и пакт Молотова-Риббентропа

Всем привет! На этой неделе была очеред­ная годов­щина путча, и, на мой взгляд, отно­ше­ние к этому собы­тию слиш­ком поли­ти­зи­ро­вано. Навер­ное, нужно не 30 лет, а 130 лет, чтобы дождаться спокой­ного анализа. В журнале «Непри­кос­но­вен­ный запас», пози­ци­о­ни­ру­ю­щем себя как науч­ный, как-то выхо­дила статья о путче, и в конце автор делал вывод — как он писал, «без гипер­бо­ли­за­ции и мифи­че­ского ореола» — о том, что 1991 год может стать симво­лом напо­до­бие 1789-го для фран­цу­зов. Да, это назы­ва­ется без «мифи­че­ского ореола».

Каких-то новых мате­ри­а­лов о путче мне не попа­да­лось. Зато есть кое-что другое, вошед­шее в этот дайджест. Поехали!


Знако­вой годов­щи­ной в поли­ти­че­ской исто­рии России на неделе стала память о пакте Моло­това-Риббен­тропа. Нет ничего лучше, чем посмот­реть доку­менты само­сто­я­тельно и сделать выводы. Благо, такую возмож­ность нам пред­став­ляет вирту­аль­ная выставка «1939 год. От „умиро­тво­ре­ния“ к войне» от Феде­раль­ного архив­ного агент­ства. Более пяти сотен (!) скани­ро­ван­ных доку­мен­тов и фото­гра­фий из десяти архи­вов доступны для свобод­ного просмотра. Всё в довольно хоро­шем каче­стве, а по необ­хо­ди­мо­сти — с пере­во­дом и допол­ни­тель­ным текстом. На мой взгляд, это хит недели.

Герман­ские солдаты с отобран­ной у поль­ских крестьян птицей. 1939 год
Ориги­нал хранится в Россий­ском госу­дар­ствен­ном архиве кино­фо­то­до­ку­мен­тов

Ещё одна поли­ти­зи­ро­ван­ная тема из XX века — репрес­сии. Ранее мы сове­то­вали озна­ко­миться с крат­ким ликбе­зом от «Арза­маса», что такое Сандар­мох — в послед­ние годы чаще гово­рят, что в этом лесном урочище в Каре­лии похо­ро­нены жертвы совет­ских репрес­сий. Но есть и альтер­на­тив­ная точка зрения, что там могут нахо­диться тела совет­ских воен­но­плен­ных времён совет­ско-финской войны. С этим, собственно, и была связана иници­и­ро­ван­ная Россий­ским военно-исто­ри­че­ским обще­ством поис­ко­вая экспе­ди­ция. Подроб­ное изло­же­ние «финской» версии вышло на сайте интер­нет-журнала «Рабкор».

Тем време­нем тот же «Арза­мас» выпу­стил список книг, повли­яв­ших на «Мастера и Марга­риту». Список, за исклю­че­нием первого номера — там скры­ва­ется «Фауст» Гёте, довольно-таки неожи­дан­ный, хотя объяс­не­ния, что, зачем и как поза­им­ство­вал в свой роман Булга­ков, приво­дятся. Напри­мер, исто­рии из книги швей­цар­ского психо­лога начала XX века Огюста Фореля «Поло­вой вопрос» нашла отра­же­ние в образе Фриды, кото­рую Марга­рита встре­тила на балу у Сатаны.

Вот такие инте­рес­ные изда­ния выхо­дили до рево­лю­ции и исполь­зо­ва­лись впослед­ствии Булга­ко­вым как источ­ник вдох­но­ве­ния!

Примерно в одно время с «Масте­ром и Марга­ри­той» шло станов­ле­ние совет­ской исто­ри­че­ской науки. Пред­ставьте себе, но знако­мый ныне всем «антич­ни­кам» журнал «Вест­ник древ­ней исто­рии» был открыт с санк­ции самого Сталина. Возможно, даже это привыч­ное сего­дня, но довольно жутко­ва­тое, если вслу­шаться, назва­ние — плод твор­че­ства вождя наро­дов. Об этом подробно расска­зы­вает исто­рик Сергей Карпюк в статье о созда­нии «Вест­ника» на сайте «Proshloe». Кстати, посо­ве­туем и «Proshloe» — создан­ный в этом году интер­нет-журнал, расска­зы­ва­ю­щий в основ­ном о древ­ней исто­рии — архео­ло­гии, антич­но­сти, сред­не­ве­ко­вье.

Сталину не привы­кать к хитро­стям и инте­рес­ным изоб­ре­те­ниям. В годы Граж­дан­ской войны, напри­мер, он поль­зо­вался секрет­ным шифром в теле­грам­мах. Очень корот­кая заметка Сергея Рычен­кова, заня­того изда­нием много­том­ного насле­дия Сталина «Сталин. Труды», расска­зы­вает о незна­чи­тель­ном эпизоде анализа шифра. Любо­пытно, что шифр не нужно было расшиф­ро­вы­вать — напро­тив, нужно было лишь узнать, какой книж­ной стра­ни­цей поль­зо­вался Сталин. В общем, неболь­шой элемент детек­тив­ного рассле­до­ва­ния при исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ниях.

Та самая стра­ница

В нашем дайдже­сте уже стали привыч­ными публи­ка­ции проекта «Прожито». На этой неделе их допол­нила подборка днев­ни­ко­вых запи­сей о кино за полвека. Самая первая запись — крат­кая конста­та­ция факта Нико­лаем II в 1896 году: «поехали в Боль­шой дворец, где пока­зы­ва­лись движу­щи­еся фото­гра­фии (кине­ма­то­граф)». Ну а затем, конечно, подроб­ные отзывы о филь­мах – в том числе крити­че­ские. И Сталин тоже есть: «Гово­рят, что когда эту картину („Паде­ние Берлина“. — Ред.) пока­зали в Кремле, Сталин заме­тил: „Но ведь я же не был в Берлине“. Чиау­рели отве­тил: „Да, но народ верит, что Вы там были“. „Это смело“, — сказал Сталин», — гласит запись Любови Шапо­ри­ной за 1950 год.

Ну и под конец можете прове­рить свои знания аван­гард­ных работ в тесте от «Ножа». Тест пока­зы­вает извест­ные картины русских аван­гар­ди­стов (часто Мале­вича), в кото­рых есть какие-то изме­не­ния. Нужно дога­даться, что в изоб­ра­жён­ной картине не так. Реклама, правда, раздра­жает.

А ещё на этой неделе youtube-канал Алек­сандра Велша выпу­стил ролик на основе текста нашего ретро­те­ле­кри­тика Семёна Изве­кова «Леонид Парфё­нов. Леонардо да Винчи из мира ТВ». Пиши в коммен­та­риях под видео, понра­вился ли вам такой формат подачи мате­ри­ала:

Прият­ного чтения и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться