Пятничный дайджест. Перестроечные СМИ, первая картина Третьяковки и свежие тесты от Arzamas

Всем привет! Сего­дня пятница, и мы продол­жаем соби­рать для вас инте­рес­ные мате­ри­алы в Сети, кото­рые попа­лись на глаза за прошед­шую неделю. Если бы 30 лет назад журна­ли­стам сказали, что сего­дня в центре внима­ния публики будут не газеты и даже не теле­ви­де­ние, а инфор­ма­ция с экра­нов компью­те­ров, они бы, навер­ное, удиви­лись. Инфор­ма­цию из Интер­нета при этом не стоит воспри­ни­мать как нечто одно­род­ное, Интер­нет стал лишь кана­лом для пере­дачи, а формы, даже для исто­рико-куль­тур­ного, позна­ва­тель­ного контента, могут быть самыми разными.

В этом дайдже­сте мы специ­ально подо­брали мате­ри­алы, кото­рые бы служили иллю­стра­цией для таких рассуж­де­ний. Можно сказать, что обзор носит тема­ти­че­ский харак­тер, давайте даже назо­вём его по-науч­ному: «Разно­об­ра­зие форм подачи исто­ри­че­ского контента на приме­рах публи­ка­ций в Интер­нете», ну или как-то так. Поехали!


Кстати, о журна­ли­стах 30-летней давно­сти. В Сети уже несколько лет суще­ствует отлич­ный проект «Рожде­ние россий­ских СМИ. Эпоха Горба­чёва (1985−1991)». Если ещё не видели, то обяза­тельно посмот­рите. Глав­ную стра­ницу сайта зани­мает хроно­ло­ги­че­ская лента основ­ных собы­тий, но каждое из них ведёт на отдель­ную статью. Кроме них, есть ещё тексты доку­мен­тов эпохи и интер­вью с ключе­выми деяте­лями СМИ.

В отли­чие от сухого учеб­ника по исто­рии журна­ли­стики, знако­миться с подоб­ными мате­ри­а­лами очень инте­ресно: мы можем фраг­мен­тарно изучать исто­рию эпохи из любой точки в любом направ­ле­нии, но при этом скру­пу­лёз­ный подход созда­те­лей проекта не позво­ляет запо­до­зрить их в развле­ка­тель­ном подходе или в диле­тан­тизме.

Обложка журнала «Огонёк», посвя­щён­ная проблеме неза­ви­си­мо­сти СМИ. Декабрь 1989 года

Наш автор Алек­сандр Вели­год­ский реко­мен­дует почи­тать стено­грамму дискус­сии о Льве Толстом и его отно­ше­нии к семье и к женщине. Писа­тель Павел Басин­ский, фило­лог Людмила Сарас­кина и журна­лист Юрий Сапры­кин обсу­дили, как вели­кий писа­тель отно­сился к семье и воспи­та­нию детей, какую оценку он давал «женскому движе­нию» и эман­си­па­ции, и проис­хо­дило это 10 сентября 2018 года в Туле. Благо­даря Интер­нету их прак­ти­че­ски живую дискус­сию мы можем читать, не выходя из дома — разве не прелест­ное дости­же­ние циви­ли­за­ции? Инте­ресно, как бы отнёсся к этому явле­нию сам Лев Нико­ла­е­вич?..

На нашем люби­мом «Арза­масе» тем време­нем вышло несколько свежих тестов. Один из них выдаёт тексты барда Алек­сандра Галича и пред­ла­гает угадать, о чём в них поётся. Если честно, вопросы совсем не слож­ные, хотя тексты и не столь узна­ва­емы, как, напри­мер, хиты Влади­мира Высоц­кого из нашей подборки десятки его глав­ных песен.

Тест «Что это за город?» со старыми фото­гра­фи­ями из извест­ных горо­дов России тоже не слиш­ком сложен. Так или иначе, тесты и игры — ещё одна инте­рес­ная форма подачи исто­ри­че­ской инфор­ма­ции, кото­рая позво­ляет через вовле­че­ние поль­зо­ва­теля дать ему какую-то новую инфор­ма­цию, пусть в данном случае и не самую слож­ную.

Другой пример игро­вого формата — это допол­не­ние иллю­стра­ций интер­ак­тив­ными элемен­тами. Так, напри­мер, сделал сайт журнала «Диле­тант», пред­ста­вив публи­ка­цию из своего свежего выпуска журнала в виде интер­ак­тив­ного плаката: мы можем щёлк­нуть на нужной точке и полу­чить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию. Для разбора картины была выбрана первая картина Третья­ков­ской гале­реи — полотно Васи­лия Худя­кова «Стычка с финлянд­скими контра­бан­ди­стами». Именно дата её покупки Павлом Третья­ко­вым в 1856 году счита­ется днём осно­ва­ния музея.

Ещё одним хоро­шим кана­лом распро­стра­не­ния и пропа­ганды исто­ри­че­ского знания стали различ­ные соци­аль­ные сети. Мы и сами с удоволь­ствием ими поль­зу­емся, но можем посо­ве­то­вать подпи­саться и на других. Напри­мер, на инте­рес­ный теле­грам-канал «Совет­ский Ленин­град», интер­вью с созда­те­лем кото­рого как-то выхо­дило у нас на сайте.

Впро­чем, довольно об исто­рии, давайте послу­шаем хоро­шую музыку. Из нового «музы­каль­ного втор­ника Хрущёвки» мне запал в душу альбом «Употреб­ляю» от моло­дой группы «Кольт под подуш­кой». Не волнуй­тесь, пропа­ганды нарко­ти­ков там нет, можно смело слушать — хотя депрес­сии и без этого хватает.


А в каче­стве фильма на выход­ные посо­ве­тую ленту Алек­сея Бала­ба­нова «Про уродов и людей» — одна из немно­гих исто­ри­че­ских работ автора, и, пожа­луй, неплохо пере­да­ю­щая атмо­сферу эпохи дека­данса. Кто в этом фильме урод, а кто чело­век — решайте сами.

Прият­ного чтения, прослу­ши­ва­ния и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться