Пятничный дайджест. Колчак, покушение на нацистский флаг и «Балканский рубеж»

Всем привет! Чаще всего какие-то исто­ри­че­ские мате­ри­алы появ­ля­ются в медиа тогда, когда для них есть повод. Это либо годов­щина извест­ных собы­тий, либо какая-то новость, кото­рая произо­шла только что, и публике инте­ресно понять исто­ри­че­ский контекст. Так, совсем недавно опять подни­мали пыль с дела адми­рала Колчака. Точнее, пыта­лись поднять, сделав это архив­ное дело более доступ­ным, но ФСБ не разре­шила. Поэтому в дайджест прокра­лось мнение исто­рика о Колчаке. Впро­чем, обо всём по порядку. Поехали!


Начнём с детек­тив­ного рассле­до­ва­ния, кото­рое не имеет под собой конкрет­ного повода. Но исто­рия инте­рес­ная! Когда СССР перед Вели­кой Отече­ствен­ной присо­еди­нил к себе Бесса­ра­бию, то прожи­вав­шей там немец­кой диас­поре пред­ло­жили либо принять совет­ское граж­дан­ство, либо уезжать на исто­ри­че­скую родину. Для поже­лав­ших уехать рабо­тали офици­аль­ные пред­ста­ви­тель­ства Герма­нии — так назы­ва­е­мые реги­стра­ци­он­ные пункты. С одного из них одна­жды пропали немец­кий флаг и порт­рет Гитлера, и чеки­сты стали подо­зре­вать в прово­ка­ции мест­ного сторожа. Всё-таки прово­ка­ции в отно­ше­нии шаткого германо-совет­ского союза в тот момент были опас­ным делом. Спой­лер: сторожа отпу­стили. Подроб­но­сти читайте на сайте «Насто­я­щего времени».

27 марта, поза­вчера, был Всемир­ный день театра, о кото­ром помнили все. А вот о годов­щине смерти Юрия Гага­рина, к сожа­ле­нию, почти никто не упомя­нул. Разве что Музей поли­ти­че­ской исто­рии расска­зал, что у них в экспо­зи­ции можно увидеть фраг­менты уцелев­ших листов план­шета с места гибели лётчика-космо­навта. Вместе с ней ещё хранится ручка, кото­рую Гага­рину пода­рили моряки тепло­хода «Иван Франко» в 1966 году.

Те самые гага­рин­ские экспо­наты

А вот на тему театра самое любо­пыт­ное и исто­рич­ное, что можно было увидеть — это подборка днев­ни­ко­вых запи­сей, выпол­нен­ная проек­том «Прожито» в своей рубрике на сайте журнала «Родина». Записи о театре выстро­ены в хроно­ло­ги­че­ском порядке, и из них полу­ча­ется такая двух­ве­ко­вая лето­пись глазами теат­раль­ных зрите­лей. Хотя я бы покри­ти­ко­вал редак­то­ров: где обсто­я­тель­ные коммен­та­рии? Допу­стим, что Елена Булга­кова, пишу­щая о поста­новке «Дней Турби­ных» — это жена извест­ного писа­теля, об этом дога­да­ются все; а вот многие ли сего­дня помнят, кто такой, скажем, Алек­сандр Афино­ге­нов?

Кстати, об искус­стве. У нас выхо­дила подборка десяти шедев­ров Васи­лия Вере­ща­гина, посмот­рите, если кто ещё не видел. А на сайте журнала «Исто­рик», как выяс­ни­лось, тоже любят исто­ри­че­скую живо­пись. Там ведётся рубрика «Картина недели», и в поне­дель­ник вышла коро­тень­кая заметка о картине Нико­лая Ге «Борис Году­нов и царица Марфа, вызван­ная в Москву для допроса о царе­виче Дмит­рии при изве­стии о появ­ле­нии само­званца». Очень коро­тень­кая, но сама идея рубрики хоро­шая. Если перейти внизу по ссылке «СМОТРЕТЬ ВСЕ», то можно увидеть список всех публи­ка­ций.

По компо­зи­ции отда­лённо напо­ми­нает более извест­ную картину худож­ника с Петром и царе­ви­чем Алек­сеем, не нахо­дите?..

О Колчаке, кото­рого вновь стали вспо­ми­нать СМИ, «Медуза» спро­сила извест­ного исто­рика эпохи Граж­дан­ской войны Андрея Ганина. (Напом­ним, что мы ранее реко­мен­до­вали его книгу «Семь „почему“ россий­ской Граж­дан­ской войны».) Он дал сжатое резюме по теме, так что, если кому-то будет полезно, почи­тайте. Хотя вывод исто­рика о необ­хо­ди­мо­сти право­вой реаби­ли­та­ции адми­рала всё равно кому-нибудь не понра­вится. Так уж выхо­дит со спор­ными темами нашей исто­рии.

Ещё одним исто­ри­че­ским сюже­том, кото­рый раскру­чи­вают послед­нюю неделю, явля­ется 20-летие натов­ской агрес­сии в Югосла­вии. В Москве это привело к ответ­ной, но не столь крова­вой агрес­сии в отно­ше­нии амери­кан­ского посоль­ства. Патри­о­ти­че­ские настро­е­ния сего­дня пыта­ются поддер­жи­вать уже на массо­вом уровне — отсюда и выход фильма «Балкан­ский рубеж». Я фильм не смот­рел и сказать ничего не могу, а вот участ­ник тех собы­тий и воен­ный исто­рик-публи­цист Михаил Поли­кар­пов сделал неболь­шую заметку о выдум­ках и реалиях увиден­ного им блок­ба­стера. Всё-таки худо­же­ствен­ное кино — повод поин­те­ре­со­ваться исто­ри­че­ской подо­плё­кой.

Русский добро­во­лец Анато­лий Лебедь в Косово. 1999 год

Напо­сле­док поре­ко­мен­дуем целый ресурс, а именно онлайн-журнал знако­мого нам изда­тель­ства «Ча-ща» под назва­нием «ИШЬ». Журнал очень нето­роп­ли­вый в плане частоты мате­ри­а­лов, но статьи выхо­дят инте­рес­ные. Тема­тика в основ­ном совпа­дает с инте­ре­сами самого изда­тель­ства: иссле­до­ва­нием исто­рии русской контр­куль­туры. Из прошло­год­них мате­ри­а­лов меня заин­те­ре­со­вали исто­рия о том, как факти­че­ские дисси­денты писали биогра­фии пламен­ных рево­лю­ци­о­не­ров в совет­ской серии «ЖЗЛ» и рассказ о станов­ле­нии русско-совет­ского шансона.

В каче­стве фильма на выход­ные посмот­рите доку­мен­талку «Коло­кола из глубины» немец­кого режис­сёра Вернера Херцога (автора такой извест­ной картины, как «Агирре, гнев божий»). Немец в начале 1990-х заин­те­ре­со­вался всплес­ком рели­ги­оз­ных настро­е­ний в нашей стране и снял на эту тему фильм, в кото­ром, кроме офици­аль­ной РПЦ, присут­ствуют и народ­ные суеве­рия, и шама­низм, и сектанты. Полу­чи­лась весьма комплекс­ная картина пост­со­вет­ской духов­ной жизни. Преду­пре­ждаем: местами жутко­ва­тая.

Прият­ного чтения и просмотра, и всем хоро­ших выход­ных!

Поделиться