«Москва – Петушки» глазами художника

Не в первый раз в наше поле зрение попа­дает леген­дар­ная поэма «Москва — Петушки», одно из самых извест­ных произ­ве­де­ний неофи­ци­аль­ной совет­ской лите­ра­туры второй поло­вины XX века. Неко­то­рые деятели куль­туры черпают в нём вдох­но­ве­ние и сего­дня. Наш автор Анна Тере­щенко посе­тила выставку «Вене­дикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — худож­ник Кирилл Мамо­нов», откры­тую в доме Ильи Остро­ухова в Труб­ни­ках с 29 марта по 5 мая 2019 года, и расска­зы­вает о твор­че­стве худож­ника Мамо­нова и его связях с писа­те­лем Ерофе­е­вым.


Кто из нас не помнит Веничку, знаме­ни­того героя поэмы «Москва — Петушки»? При упоми­на­нии его автора в голове всплы­вает образ мужчины, куря­щего сига­рету и задум­чиво смот­ря­щего вдаль — из самой тира­жи­ру­е­мой и попу­ляр­ной фото­гра­фии Ерофе­ева, кото­рой укра­шены много­чис­лен­ные обложки книг и заго­ловки статей. Однако какие образы, ассо­ци­а­ции и ситу­а­ции рису­ются в вооб­ра­же­нии при мысли не об авторе, а именно о его знаме­ни­той поэме? О том, как видит произ­ве­де­ние «Москва — Петушки» москов­ский худож­ник Кирилл Мамо­нов, можно узнать, посе­тив выставку его работ в Доме Остро­ухова в Труб­ни­ках.

В каче­стве пово­дов выста­вить работы в музее послу­жили два собы­тия — 24 октября 2018 года испол­ни­лось 80 лет со дня рожде­ния Вене­дикта Васи­лье­вича Ерофе­ева и осенью этого года будет 50 лет поэме «Москва — Петушки». Это не первая выставка худож­ника Мамо­нова в этом музее, пять лет назад Кирилл Мамо­нов уже пред­став­лял свои работы в Доме Остро­ухова, поэтому сотруд­ни­че­ство музея и худож­ника нельзя назвать дебю­том.

Что связы­вает Кирилла Мамо­нова и Вене­дикта Ерофе­ева?

Худож­ник родился в 1937 году в Москве. Он всего на год старше покой­ного автора произ­ве­де­ния «Москва — Петушки». Ерофеев родился в приго­роде Канда­лакши в посёлке гидро­стро­и­те­лей Нива-3, что значи­тельно далеко от столицы. Уже позже, в 1955 году он приез­жает в Москву учиться в МГУ на фило­ло­ги­че­ском факуль­тете. Вуз писа­тель не окон­чил, зато попро­бо­вал много разных профес­сий и пожил в несколь­ких горо­дах России. Только в 1976 году он пропи­сался в столице. На тот момент «Москва — Петушки» уже была опуб­ли­ко­вана в Изра­иле (это произо­шло в 1973 году). На родине произ­ве­де­ние опуб­ли­ко­вали сначала в журнале «Трез­вость и куль­тура» в 1988 году в цензур­ном вари­анте и в 1989-м в альма­нахе «Весть» с исполь­зо­ва­нием всей автор­ской лексики.

Мамо­нов начал активно выстав­ляться с 1961 года. Его работы пред­став­лены в собра­ниях Третья­ков­ской гале­реи, Госу­дар­ствен­ного музея изоб­ра­зи­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина, Госу­дар­ствен­ного Русского музея и других местах. Худож­ник и писа­тель были знакомы, но назвать друзьями их сложно. Поэтому работы выставки отра­жают, скорее, взгляд одного творца на лите­ра­тур­ное произ­ве­де­ние другого, кото­рое близко ему по духу и кото­рое корре­ли­рует с его твор­че­ством. Так, в 2013 году в Госу­дар­ствен­ном центре совре­мен­ного искус­ства прошёл «Вечер Кирилла Мамо­нова, посвя­щён­ный юбилею Венечки Ерофе­ева», где худож­ник пред­ста­вил свои работы, отра­жа­ю­щие их с Ерофе­е­вым твор­че­скую эпоху.

Чем особе­нен Кирилл Мамо­нов?

Среди его выста­вок — «Кирилл Мамо­нов. Из фондов графики XX века» из серии «Третья­ков­ская гале­рея на Крым­ском Валу откры­вает свои запас­ники», «Авто­порт­рет» в Москов­ском Союзе Худож­ни­ков на Кузнец­ком, в архиве Музея совре­мен­ного искус­ства «Гараж» хранятся графи­че­ские работы худож­ника. Помимо выста­воч­ной деятель­но­сти Мамо­нов продает свои картины на аукци­о­нах. Будет ли выстав­лена впослед­ствии на продажу серия работ «Москва — Петушки», пока неиз­вестно, но после выставки эти картины перей­дут обратно к Мамо­нову.

Своё воспри­я­тие работ худож­ника извест­ный муль­ти­пли­ка­тор и обще­ствен­ный деятель Юрий Норштейн описы­вает так:

«Кирилл для меня явле­ние неко­его абсо­лютно траги­че­ского порядка. Зрите­лями это не воспри­ни­ма­ется, по край­ней мере, сразу. Никто не хочет прибли­жать к себе горечь. А Кирилл в этом живёт… Он обо всём, даже о самых горь­ких вещах расска­зы­вает с юмором, всегда нахо­дит какие-то моменты, кото­рые всё это вдруг превра­щают в карна­вал.

Ему восемь­де­сят уже стук­нуло. А он до сих пор пацан… Просто­ду­шие, наив­ность и абсо­лют­ная точность ощуще­ния мира… Это одна смесь. И в этом он абсо­лютно уника­лен».

Если вы любите «Москва — Петушки» и хотите срав­нить свой взгляд с виде­нием Кирилла Мамо­нова — следует сходить на выставку до 5 мая.


Читайте инфор­ма­цию о выставке на сайте Госу­дар­ствен­ного лите­ра­тур­ного музея.

О Вене­дикте Ерофе­еве на VATNIKSTAN выхо­дили мате­ри­алы «Вели­ко­леп­ная семёрка. Совет­ские писа­тели-контр­куль­тур­щики» и «Интер­ак­тив­ная карта „Москва — Петушки“».

Поделиться