Музейные заметки. Выставка как школа коммунизма

При разго­воре о совет­ских выстав­ках народ­ного хозяй­ства у многих в памяти всплы­вёт аббре­ви­а­тура ВДНХ – Выставка дости­же­ний народ­ного хозяй­ства. Кто-то может вспом­нить и о том, что до 1959 года ВДНХ носила назва­ние ВСХВ – Всесо­юз­ная сель­ско­хо­зяй­ствен­ная выставка. Именно под таким назва­нием гран­ди­оз­ный комплекс на северо-востоке Москвы суще­ство­вал с конца 1930-х годов, олице­тво­ряя дости­же­ния сталин­ского пери­ода в сель­ском хозяй­стве. Но призыв «посе­тить обяза­тельно» впер­вые прозву­чал гораздо раньше – ещё в 1923 году в связи с рабо­той Всерос­сий­ской сель­ско­хо­зяй­ствен­ной и кустарно-промыш­лен­ной выставки. О ней расска­зы­вает времен­ная экспо­зи­ция «Посе­тить обяза­тельно!» Музея поли­ти­че­ской исто­рии в Санкт-Петер­бурге.

О преем­ствен­но­сти выставки 1923 года с после­ду­ю­щей ВСХВ вам напом­нит макет скульп­туры «Рабо­чий и колхоз­ница».

Каза­лось бы, о каких дости­же­ниях можно гово­рить сразу после Граж­дан­ской войны? В 1921 году в Крон­штадте и в Тамбов­ской губер­нии она и вовсе не закон­чи­лась, но уже в декабре этого года IX Всерос­сий­ский съезд Сове­тов принял реше­ние прове­сти выставку народ­ного хозяй­ства. В 1922 году вместе с Декла­ра­цией об обра­зо­ва­нии СССР следу­ю­щий съезд Сове­тов принял резо­лю­цию о финан­си­ро­ва­нии буду­щей выставки из госу­дар­ствен­ного бюджета – крестьяне в усло­виях разрухи даже не смогли бы доста­вить в столицу экспо­наты, не говоря о собствен­ных трудо­вых издерж­ках.

Плакат справа подска­зы­вал крестья­нам, к кому можно обра­щаться на местах для участия в буду­щей выставке – в волост­ные испол­комы и управ­ле­ния, а также в специ­ально созда­ва­е­мые мест­ные выста­воч­ные коми­теты.

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные и промыш­лен­ные выставки прово­ди­лись в России и до рево­лю­ции. Новая власть, нужда­ясь в созда­нии площа­док по обмену произ­вод­ствен­ным и орга­ни­за­ци­он­ным опытом и пропа­ганде пере­до­вых мето­дов земле­де­лия и ското­вод­ства среди насе­ле­ния, исполь­зо­вала старую форму хозяй­ствен­ных выста­вок. Но вместе с тем ей были необ­хо­димы идео­ло­ги­че­ские, агита­ци­он­ные акции. Нужно было пока­зать обще­ству, а также гостям из-за рубежа, что страна после несколь­ких воен­ных лет начи­нает восста­нав­ли­ваться.

Мотор трак­тора «Форд­зон – Пути­ло­вец» № 56, встро­ен­ный в макет самого трак­тора – копии амери­кан­ского Fordson-F, выпус­кав­ше­гося по лицен­зии «Форда» на ленин­град­ском заводе «Крас­ный Пути­ло­вец».

Копии мате­ри­а­лов из Россий­ского госу­дар­ствен­ного архива эконо­мики (РГАЭ), с кото­рыми можно озна­ко­миться в музей­ном зале, содер­жат весьма инте­рес­ные тезисы о прак­ти­че­ской и эконо­ми­че­ской роли выставки 1923 года – именно этими тези­сами моти­ви­ро­ва­лась подго­товка масштаб­ного меро­при­я­тия. Приве­дём неко­то­рые цитаты из них:

«1. Всерос­сий­ская сель­ско­хо­зяй­ствен­ная выставка 1923 года – закреп­ле­ние союза между рабо­чими и крестьян­ством. С прекра­ще­нием войн, высту­пав­шие единым фрон­том в борьбе с поме­щи­ком и капи­та­лом, рабо­чие и крестьяне верну­лись к своим стан­кам и плугам. Выставка должна проде­мон­стри­ро­вать закреп­ле­ние Союза между горо­дом и дерев­ней и основ­ным заво­е­ва­нием Рево­лю­ции.

<…>

3. Учиты­вая значе­ние сель­ского хозяй­ства в эконо­мике Респуб­лики, Всерос­сий­ская сель­ско­хо­зяй­ствен­ная выставка не только подве­дёт итоги прой­ден­ному, но и наме­тит перспек­тивы даль­ней­шего разви­тия, она наме­тит крат­чай­ший путь от Старой к Новой Деревне.

<…>

6. Выставка – школа комму­низма. На выставке 1923 года крестьяне и рабо­чие совет­ских респуб­лик и всего мира на живом примере убедятся, каким могу­чим орудием для выяв­ле­ния твор­че­ской энер­гии трудя­щихся масс явля­ется соци­а­ли­сти­че­ское госу­дар­ство».

Кроме много­чис­лен­ных фото­гра­фий, доку­мен­тов и плака­тов, в музее можно увидеть клас­си­че­ские примеры агита­ци­он­ного фарфора. На данной фото­гра­фии: тарелки «Горела бы душа к работе. Всё снова возро­дится» и «Сеятель».

Одним словом, с идейно-поли­ти­че­ским обос­но­ва­нием у орга­ни­за­то­ров выставки проблем не было. В ходе её работы Глав­ный выста­воч­ный коми­тет изда­вал газету, где даже назва­ние гово­рило об основ­ной идее – газета «Смычка» призы­вала уста­но­вить креп­кую непо­ко­ле­би­мую связь между рабо­чими и крестья­нами, между горо­дом и дерев­ней. Этот важный элемент совет­ской идео­ло­гии не стоит забы­вать при анализе отно­ше­ния совет­ской власти к крестьян­ству, в кото­ром подо­зре­ния в мелко­бур­жу­аз­но­сти соче­та­лись с жела­нием уста­но­вить рабоче-крестьян­скую «смычку».

Разво­рот ежеднев­ной газеты «Смычка» (1923, № 10) с гене­раль­ным планом выставки.
Петро­град­ская сель­ско­хо­зяй­ствен­ная выставка прохо­дила в октябре 1922 года, примерно за год до всерос­сий­ской. Всего же в 1920-е годы в стране прове­дут тысячи анало­гич­ных реги­о­наль­ных и мест­ных выста­вок – таков был импульс меро­при­я­тия 1923 года.

Масштаб­ность выставки пере­да­ва­лась через архи­тек­туру. На терри­то­рии Воро­бьё­вых гор в Москве было соору­жено 225 дере­вян­ных пави­льо­нов, часть из кото­рых, напри­мер, была посвя­щена реги­о­нам, в том числе и наци­о­наль­ным (акцент на много­на­ци­о­наль­но­сти насе­ле­ния СССР затем продол­жит и ВСХВ-ВДНХ).

Проекты фасада и Китай­ских ворот пави­льона Даль­него Востока. Мате­ри­алы, связан­ные с архи­тек­ту­рой выставки, предо­став­лены москов­ским Музеем архи­тек­туры Щусева, что симво­лично – именно акаде­мик Алек­сей Щусев был глав­ным архи­тек­то­ром создан­ного в 1923 году комплекса.
Так выгля­дел пави­льон Турке­стана. Его архи­тек­то­ром была другая знаме­ни­тость, извест­ная сего­дня по спра­воч­ни­кам, учеб­ни­кам и путе­во­ди­те­лям – Фёдор Шехтель.
Пави­льон Всерос­сий­ского махо­роч­ного синди­ката (или просто пави­льон «Махорка») стал толч­ком к карьере его созда­теля – моло­дого конструк­ти­ви­ста Констан­тина Мель­ни­кова. Макет несо­хра­нив­ше­гося здания пред­став­лен в музее.

Аван­гар­дист­ский дух эпохи, в кото­ром форма лишь подчёр­ки­вает содер­жа­ние и допол­няет его, неплохо пере­дан худож­ни­ками выставки «Посе­тить обяза­тельно!». Пол под ногами посе­ти­те­лей оформ­лен в виде боль­шого гене­раль­ного плана терри­то­рии выставки 1923 года. Над входом в зал вас привет­ствует мини­ма­ли­сти­че­ская вывеска «СССР 1923», словно выпол­нен­ная 95 лет назад. Изюмин­кой зала стано­вится «агит­ре­клама», кото­рую любой жела­ю­щий может вруч­ную крутить, читая текст. Один из авто­ров поме­щён­ной на полотно поэмы «Рассказ про Клима из черно­зём­ных мест, про Всерос­сий­скую выставку и Рези­но­т­рест» Влади­мир Маяков­ский навер­няка одоб­рил бы такое оформ­ле­ние для своего произ­ве­де­ния.

Простое и при этом изящ­ное привет­ствие на входе в зал времен­ной выставки.
«Крути ручку. Читай текст!»

Вовле­чён­ный в эту атмо­сферу посе­ти­тель может не заме­тить, что он смот­рит экспо­зи­цию 2018 года, а не знако­мится с дости­же­ни­ями народ­ного хозяй­ства 1923 года. Будучи идео­ло­ги­че­ски окра­шен­ной, пере­не­сён­ная из прошлого выста­воч­ная атмо­сфера скеп­ти­че­ски настро­ен­ному зрителю может пока­заться весьма концен­три­ро­ван­ной. Но музей не стара­ется навя­зать тот или иной вывод, а лишь пере­даёт исто­рию – во всей её концен­тра­ции. Выводы о том, насколько логична и право­мочна та или иная идео­ло­гия, без кото­рой исто­ри­че­ские явле­ния нико­гда не могли обой­тись, и насколько была оправ­дана подоб­ная агита­ция столе­тие назад, вдум­чи­вый посе­ти­тель может сделать само­сто­я­тельно.


Выставка «Посе­тить обяза­тельно!» рабо­тает с 30 июня по 24 октября 2018 года в Госу­дар­ствен­ном музее поли­ти­че­ской исто­рии России (г. Санкт-Петер­бург, ул. Куйбы­шева, д. 2–4).

В допол­не­ние перед посе­ще­нием выставки можете озна­ко­миться с хрони­кой 1923 года, снятой для «Кино-правды» Дзиги Вертова:

 

Поделиться