Свер­ши­лось: у нас первый полно­цен­ный юбилей! Ауди­то­рия нашего журнала посте­пенно растёт, и, возможно, кто-то из вас, доро­гие наши чита­тели, не знаком со всем разно­об­ра­зием наших статей и публи­ка­ций. Сего­дня мы попро­буем расска­зать об основ­ных направ­ле­ниях, темах и даже отдель­ных циклах мате­ри­а­лов, кото­рые стали для нас люби­мыми за годы нашего суще­ство­ва­ния.


Сюжеты и проблемы отечественной истории

Нет тех проблем, что нам не инте­ресны. Но, пожа­луй, нашим авто­рам в первую очередь хочется разо­браться в дискус­си­он­ных сюже­тах русской исто­рии, споры о кото­рых не утихают в обще­стве. Викто­рия Мокина в статье о «Плане Даллеса» объяс­няет, когда и при каких обсто­я­тель­ствах появи­лась знаме­ни­тая фаль­шивка. Алек­сандр Бере­зин расска­зы­вает про 100 дней Лаврен­тия Берии, кото­рый, возможно, стал бы совет­ским Дэн Сяопи­ном — или не стал бы? Иван Белец­кий обра­щает внима­ние на исто­рию нарко­ма­нии в СССР, о кото­рой в то время было не принято гово­рить — а между тем препа­раты, изме­ня­ю­щие созна­ние, употреб­ляли и в аван­гард­ные 1920-е, и в пере­стро­еч­ные 1980-е.

В 2017 году парал­лельно с нашим журна­лом разви­вался проект «1917. День за днём». Вообще важней­шая для нашей исто­рии рево­лю­ци­он­ная эпоха — одна из централь­ных тем исто­ри­че­ских статей на VATNIKSTAN. Как встре­тили Октябрь­скую рево­лю­цию совре­мен­ники собы­тий? Расска­зы­вают их днев­ники. Как изме­ни­лась жизнь женщин из приви­ле­ги­ро­ван­ных слоёв насе­ле­ния после 1917 года? Этому посвя­щена иссле­до­ва­тель­ская статья Анны Громо­вой. Как сложи­лась судьба броне­вика, на кото­ром высту­пал Ленин? А может быть, знаме­ни­тый музей­ный экспо­нат — это совсем не тот броне­вик? Читайте в специ­аль­ной статье.

Рево­лю­ция повлекла за собой Граж­дан­скую войну, о кото­рой расска­зы­вают Клим Шаври­ков в статьях «Поле­вые коман­диры Граж­дан­ской войны», «Квази­го­су­дар­ства времён Граж­дан­ской войны», «Интер­венты в России», Иван Крав­чук в статьях о Чехо­сло­вац­ком корпусе, Комуче и 10 глав­ных сраже­ниях Граж­данки, и другие авторы нашего сайта.

Слож­ную исто­рию XX века не обошёл сторо­ной исто­рик Алек­сандр Трус­ков, обра­тив­ший внима­ние на транс­фор­ма­цию народ­ного мнения об импе­ра­торе Нико­лае II в 1910-е годы в мини-цикле из трёх статей (1, 2, 3). О сталин­ских репрес­сиях на примере «дела глухо­не­мых» пишет Виктор Кирил­лов. Отдельно отме­тим нашего штат­ного специ­а­ли­ста по исто­рии рели­ги­оз­ных движе­ний в Россий­ской импе­рии Евге­ния Белич­кова и его анализ секты бегу­нов, проблем «крова­вого навета» и обви­не­ний сектан­тов и старо­об­ряд­цев в разврат­ном образе жизни.

Наш журнал открыт для обна­ро­до­ва­ния как извест­ных, так и уникаль­ных исто­ри­че­ских источ­ни­ков. Резуль­та­том сотруд­ни­че­ства с архи­ви­стом Анной Лаврё­но­вой, специ­а­ли­стом по исто­рии поли­ти­че­ской поли­ции в Россий­ской импе­рии, стали заме­ча­тель­ные публи­ка­ции воспо­ми­на­ний жандарм­ского ротмистра Влади­мира Парфё­нова о казни Ивана Каля­ева, запи­сок неиз­вест­ного лица о повсе­днев­ной жизни Сара­тов­ской губерн­ской тюрьмы и разбо­ров спра­вед­ли­вых и неспра­вед­ли­вых обви­не­ний жандар­мов в наси­лии и, как это сейчас модно гово­рить, харас­сменте.

Статьи по акту­аль­ным пробле­мам исто­рии России от эпохи импе­рии до наших дней были и оста­ются визит­ной карточ­ной нашего журнала.


История русской культуры

Куль­тур­ное насле­дие поджи­дает нас не только в произ­ве­де­ниях искус­ства, но и в повсе­днев­ной жизни. Напри­мер, в авто­мо­би­лях такси, кото­рыми мы можем поль­зо­ваться каждый день и об исто­рии кото­рых расска­зы­вает Дмит­рий Торо­пов. Или в алко­голь­ной продук­ции, кото­рую, наде­емся, вы не употреб­ля­ете каждый день. Тем не менее, с огром­ным инте­ре­сом об утра­чен­ных сего­дня доре­во­лю­ци­он­ных напит­ках пишут авторы теле­грам-канала Drinkrussian.

И всё же чаще мы воспри­ни­маем куль­туру в виде клас­си­че­ских произ­ве­де­ний искус­ства. О «вели­ко­леп­ной семёрке» совет­ских писа­те­лей-контр­куль­тур­щи­ков от Юрия Мамле­ева до Влади­мира Соро­кина пове­дал Алек­сандр Вели­год­ский. Неожи­дан­ный взгляд на чинов­ни­ков в русской клас­си­че­ской лите­ра­туре пред­став­ляет Ксения Шапо­ва­лова, раскла­ды­вая извест­ных лите­ра­тур­ных персо­на­жей по клас­сам Табели о рангах. А Виктор Кирил­лов пока­зы­вает знаме­ни­тое путе­ше­ствие Венички Ерофе­ева из Москвы в Петушки в виде интер­ак­тив­ной карты.

Клас­си­че­ское искус­ство наши авторы так же не обхо­дят сторо­ной. VATNIKSTAN регу­лярно публи­кует обзоры клас­си­че­ской живо­писи — как извест­ных шедев­ров худож­ни­ков (Васи­лия Вере­ща­гина или Кузьмы Петрова-Водкина), так и картин, связан­ных с конкрет­ной темой (жизнью Льва Толстого или рево­лю­цией 1905 года). Мы обра­щаем внима­ние и на исто­рию теат­раль­ного искус­ства — в статьях Елены Кудряв­це­вой об операх и бале­тах на воен­ную тема­тику и Яны Тито­ренко о «Русском балете» Сергея Дяги­лева.

Но важней­шим из искусств, как известно, явля­ется кино. Какое кино стоит смот­реть, чтобы лучше понять эпоху нэпа, проблемы подрост­ков времён пере­стройки или исто­рию осво­е­ния Сибири, подска­жут статьи наших авто­ров. Впро­чем, исто­рия кино — это не только сами фильмы, но и судьбы их созда­те­лей. О выда­ю­щихся совет­ских кино­ре­жис­сё­рах расска­зы­вает цикл Алек­сандра Вели­год­ского, охва­тив­ший исто­рии Миха­ила Ромма, Сергея Ютке­вича, Миха­ила Кала­то­зова, Иосифа Хейфица и других поста­нов­щи­ков.

Особым элемен­том куль­туры — модой — заин­те­ре­со­ва­лись Викто­рия Мокина, опуб­ли­ко­вав в журнале цикл статей по исто­рии совет­ской моды в эпоху нэпа, 1930-е, 1940-е и 1950-е годы, и Анна Бород­кина, обра­тив­шая внима­ние на особен­но­сти русской моды рубежа XIX и XX веков, воен­ную форму Крас­ной армии и даже стиль­ный «лук» Ленина.


Интервью с российскими учёными и популяризаторами истории

А как пред­став­ляют прошлое России специ­а­ли­сты-исто­рики? Наши авторы и редак­торы готовы задать им слож­ные вопросы в специ­аль­ной рубрике «Интер­вью».

Специ­а­лист по исто­рии Москов­ского универ­си­тета Дмит­рий Цыган­ков расска­зы­вает VATNIKSTAN о бога­той тради­ции студен­че­ских празд­ни­ков в МГУ. Исто­рик Алек­сей Гусев объяс­няет, в чём именно обви­няли троц­ки­стов Сталин и его сторон­ники. Круп­ный иссле­до­ва­тель рево­лю­ци­он­ной эпохи Фёдор Гайда бесе­дует на тему психо­ло­гии рево­лю­ци­о­не­ров и психо­ло­гии масс во время собы­тий 1917 года.

Нам удаётся полу­чать коммен­та­рии и от иностран­ных специ­а­ли­стов по русской исто­рии. Профес­сор Илли­ной­ского универ­си­тета Марк Стейн­берг на стра­ни­цах журнала делится своим мнением о взаи­мо­дей­ствии россий­ских и амери­кан­ских учёных, особен­но­стях работы с россий­скими архи­вами и газе­тами.

В ряде случаев мы берём интер­вью тогда, когда наши заме­ча­тель­ные исто­рики выпус­кают новые книги. Иссле­до­ва­тели колла­бо­ра­ци­о­низма в годы Вели­кой Отече­ствен­ной войны Дмит­рий Жуков и Иван Ковтун после выхода своей книги об анти­се­мит­ской пропа­ганде на окку­пи­ро­ван­ных терри­то­риях гово­рят об основ­ных аспек­тах этой темы. Стар­ший науч­ный сотруд­ник Инсти­тута россий­ской исто­рии РАН Влади­слав Аксё­нов коммен­ти­рует свою моно­гра­фию о слухах и массо­вых настро­е­ниях в годы Первой миро­вой войны. На схожую тему бесе­дует автор объём­ного труда о «Вели­кой войне» Юрий Бахурин; интер­вью сопро­вож­да­лось публи­ка­цией фраг­мента из его работы о судьбе Григо­рия Распу­тина во время Первой миро­вой.

Но исто­рия уже давно пере­стала быть преро­га­ти­вой только лишь учёных. О ней часто гово­рят и попу­ля­ри­за­торы. Что думают об исто­рии России созда­тель блога «Толко­ва­тель» Павел Пряни­ков, петер­бург­ский крае­вед («ленин­гра­до­вед»!) Михаил Край­нов, авторы медиа­про­екта «Около­пе­ре­стройка» и руко­во­ди­тель подка­ста «Закат Импе­рии», можно узнать из их интер­вью для VATNIKSTAN.

Кроме этого, мы следим за неза­ви­си­мым книж­ным рынком России. О своей нелёг­кой работе в публи­ка­тор­ском деле расска­зы­вают Григо­рий Пернав­ский (изда­тель­ство «Пятый Рим»), Зоран Питич (изда­тель­ство «Ноокра­тия»), Вале­рий Ганненко (изда­тель­ство «Ча-ща»).


Судьбы эмиграции в рубрике «На чужбине»

Одной из глав­ных рубрик нашего сайта стала посто­янно попол­ня­е­мая библио­тека мате­ри­а­лов по исто­рии и куль­туре русской эмигра­ции с её редак­то­ром Климен­том Тара­ле­ви­чем. Спектр инте­ре­сов у рубрики боль­шой — как и у самого явле­ния русской эмигра­ции.

Это могут быть публи­ка­ции выре­зок из эмигрант­ских газет и журна­лов, в кото­рых остав­ши­еся на Западе русские деятели обсуж­дают полёт Гага­рина, укра­ин­ский вопрос или твор­че­ство худож­ника Сергея Судей­кина. Или регу­лярно выхо­дя­щие по средам публи­ка­ции затра­ги­вают лите­ра­тур­ное насле­дие Гайто Газда­нова, Геор­гия Иванова или Дины Руби­ной.

Климент Тара­ле­вич радует нас и собствен­ными масштаб­ными обзо­рами исто­рии чужбины, выде­ляя в ней 10 глав­ных краса­виц, выда­ю­щи­еся порт­реты русских эмигран­тов XX века, а то и вовсе «самых-самых» русских эмигран­тов.

Впро­чем, и другие авторы прояв­ляют внима­ние к этой стоя­щей в стороне, но не менее ценной части нашей исто­рии — исто­рии добро­воль­ных и вынуж­ден­ных, привле­ка­тель­ных и оттал­ки­ва­ю­щих, выда­ю­щихся и безвест­ных эмигран­тов. Игорь Бари­нов расска­зы­вает, как жили беженцы Граж­дан­ской войны в Констан­ти­но­поле-Стам­буле на рубеже 1910-х — 1920-х годов. Виктор Кирил­лов и Яна Тито­ренко разво­ра­чи­вают насто­я­щую драму в девяти главах о довольно неор­ди­нар­ном движе­нии мало­рос­сов. А буквально на днях наш журнал попол­нился разбо­ром биогра­фии «недо­шпи­она» и «недо­и­сто­рика» Виктора Суво­рова от Семёна Изве­кова.


Всё о современной русской музыке

Наш музы­каль­ный редак­тор Иван Борт­ни­ков, осно­ва­тель паблика ХРУЩЁВКА, долгое время вёл в журнале рубрики «Музы­каль­ные втор­ники ХРУЩЁВКИ» и «Музы­каль­ный обзор ХРУЩЁВКИ» — автор­ские отзывы на свежие релизы от отече­ствен­ных музы­кан­тов самых разных направ­ле­ний. Разу­ме­ется, тех, кто не облас­кан внима­нием основ­ных медиа и кого нельзя назвать «попсой».

Посте­пенно между такими авто­рами и нашим изда­нием выстро­ился полно­цен­ный диалог. Наша редак­ция берёт у них интер­вью (будь то Брани­мир, «Црве­них Цветова» или Мария Люби­чева из «НОСУХИ»), а сами музы­канты расска­зы­вают о своих новых альбо­мах в формате презен­та­ций (пример такой публи­ка­ции — описа­ние груп­пой Dvanov своего альбома «Подпо­лье»).

Наши авторы стара­ются подво­дить итоги разви­тия совре­мен­ной музыки в России, не стес­ня­ясь демон­стри­ро­вать знания самых разных направ­ле­ний. Павел Моисе­енко пишет о глав­ных арти­стах восточно-сибир­ского панка, Сергей Лунёв — о 10 альбо­мах русского трип-хопа, Алек­сандр Велш — о десятке альбо­мов русской альтер­на­тивы. За послед­ний год в нашем журнале вышли обсто­я­тель­ные статьи Ивана Белец­кого, посвя­щён­ные самым важным альбо­мам Ленин­град­ского рок-клуба, знако­вым пластин­кам совет­ской элек­тро­ники и рэпа пери­ода 1990-х годов.

А если глав­ной «непо­п­сой» в русской музыке для вас оста­ётся русский рок, то реко­мен­дуем обзоры 10 глав­ных песен Егора Летова, Виктора Цоя, Бориса Гребен­щи­кова и Юрия Шевчука — попу­ляр­ные хиты нашего журнала. Разо­браться в хитро­спле­те­ниях исто­рии русского рока помо­гут иссле­до­ва­ния и воспо­ми­на­ния, кото­рые реко­мен­дует читать Дмит­рий Глухов.

Самый необыч­ный взгляд на русскую музыку пред­став­ляет Алек­сандр Морсин. В прошлом году он напи­сал цикл заме­ток о действи­тельно стран­ных музы­каль­ных компо­зи­циях 1990-х, скаты­ва­ю­щихся в насто­я­щий «трэш» — таких как «Дуся-агре­гат» от «Любэ» и анти­фа­шист­ский выпад Сергея Мина­ева. В 2020 году VATNIKSTAN публи­ко­вал его рассказы о удач­ных и неудач­ных попыт­ках русских музы­кан­тов прорваться на запад­ную сцену с зато­чен­ными под неё англо­языч­ными компо­зи­ци­ями — от «Машины времени» до «Рондо».


История российского телевидения

Несмотря на то, что теле­ви­де­ние сего­дня ещё живёт и в целом вполне здрав­ствует, эпоха его тоталь­ного господ­ства на инфор­ма­ци­он­ном поле России прошла. Наш ретро­те­ле­кри­тик Семён Изве­ков немного с носталь­гией, а немного с иронией, уже много лет возвра­ща­ется к стра­ни­цам этой ушед­шей эпохи.

В цикле теле­ви­зи­он­ных порт­ре­тов россий­ских журна­ли­стов Семён обра­ща­ется к биогра­фиям извест­ных медиа­пер­сон, выде­ляя те факты и образы, кото­рые не очень-то вяжутся с их совре­мен­ной само­пре­зен­та­цией. Это и Влади­мир Соло­вьёв, и Констан­тин Эрнст, и Алек­сандр Невзо­ров, и Тина Канде­лаки, и даже Алла Пуга­чёва.

Ретро­спек­тивы ново­год­них теле­про­грамм 1990-х, самых экстре­маль­ных интер­вью, исто­ри­че­ских теле­пе­ре­дач и поли­ти­че­ских ток-шоу, статьи о созда­нии НТВ, знаме­ни­том пожаре в Остан­кин­ской теле­башне и олигар­хи­че­ской борьбе за «Связьин­вест» — всё это выхо­дило в нашем журнале, соста­вив свое­об­раз­ную вирту­аль­ную энцик­ло­пе­дию по исто­рии россий­ского теле­ви­де­ния.


Фотоархив и не только

Кроме статей, на нашем сайте не раз выхо­дили иллю­стра­тив­ные подборки, самыми инте­рес­ными из кото­рых, пожа­луй, были фото­кол­лек­ции. Среди них: редкие фото­гра­фии Афган­ской и Чечен­ской войн, съёмка итальян­ского фото­графа Ферди­нандо Шанны о ленин­град­ских модни­ках конца 1980-х годов, кадры Андрея «Вилли» Усова, на кото­рых он запе­чат­лел русских роке­ров, и многое другое.

Также нам инте­ресны кари­ка­туры — как доре­во­лю­ци­он­ные (напри­мер, извест­ные всем «типы студен­тов» от Влади­мира Каду­лина), так и совет­ские (крити­ку­ю­щие соци­аль­ные язвы бреж­нев­ской эпохи рисунки Влади­мира Добро­воль­ского).


P.S. Персональные рекомендации

В каче­стве неболь­шого допол­не­ния публи­куем неко­то­рые отзывы от участ­ни­ков нашей редак­ции.

Викто­рия Мокина реко­мен­дует читать статью Семёна Изве­кова «СПИД в СССР. Начало». Как так полу­чи­лось, что СПИД в конце XX века так быстро распро­стра­нился по стране? Чтобы это выяс­нить, нужно разо­браться в нели­це­при­ят­ном вопросе, как вообще он появился в СССР. Ответ — в этой статье.

Екате­рина Мель­ни­чук обра­щает внима­ние на статью Петра Поли­щука «Лолита, Марга­рита и Иван Дени­со­вич: зару­беж­ные песни, вдох­нов­лён­ные русской лите­ра­ту­рой». Инте­рес­ное пере­се­че­ние тем русской клас­си­че­ской лите­ра­туры и зару­беж­ной музыки. А вы знали, что в песне «Sympathy for the Devil» Rolling Stones есть элемент твор­че­ства Булга­кова?..

Виктор Кирил­лов сове­тует обра­титься к эмигрант­скому эссе Эдуарда Лимо­нова «Жить не по лжи», опуб­ли­ко­ван­ному в рубрике «На чужбине». Несмотря на сход­ство с назва­нием работы Солже­ни­цына, эта публи­ци­стика Лимо­нова гораздо ярче отра­жает проблемы, с кото­рыми столк­ну­лась и в какой-то степени продол­жает стал­ки­ваться отече­ствен­ная интел­ли­ген­ция.

Поделиться