«Дейнека / Самохвалов»

Выста­воч­ный проект «Дейнека / Само­хва­лов» в Манеже посвя­щён твор­че­ству двух выда­ю­щихся совет­ских живо­пис­цев. Алек­сандр Дейнека и Алек­сандр Само­хва­лов состо­яли в близ­ких худо­же­ствен­ных объеди­не­ниях — ОСТ и «Круг худож­ни­ков», рабо­тали над схожими темами. Они созда­вали работы, геро­ями кото­рых были крас­но­ар­мейцы и физкуль­тур­ницы, шахтёры и метро­стро­евцы. Оба были совет­скими худож­ни­ками, откры­тыми миро­вым тенден­циям. Наш автор, Виктор Пепел, побы­вал на выставке масте­ров и поде­лился впечат­ле­ни­ями в неболь­шой рецен­зии.


Война. Мир. Труд. Спорт. Герои. Дети. По этим темам постро­ена выставка Дейнека и Само­хва­лова.

Уже на входе стал­ки­ва­ешься с элек­трон­ными объяв­ле­ни­ями, стили­зо­ван­ными под совет­ские афиши: серо-беже­вый цвет, словно у бумаги, и знако­мые по старым плака­там шрифты. В таком же оформ­ле­нии вручают и билет. Необыч­ный дизайн экспо­зи­ции отли­чает её от осталь­ных пока­зов извест­ных худож­ни­ков.

Кура­тор Семён Михай­лов­ский (комис­сар пави­льона России на Вене­ци­ан­ской биен­нале) столк­нул Дейнеку и Само­хва­лова в некоем вооб­ра­жа­е­мом футболь­ном матче. Дейнека игрок за столицу, Само­хва­лов — за город Ленина. Офор­мил экспо­зи­цию архи­тек­тор Антон Горла­нов. Входишь в зал и перед тобой вырас­тает импро­ви­зи­ро­ван­ный вход на стадион, давя­щий в узком простран­стве подобно архи­тек­туре сталин­ского ампира. Пройдя узкий вход, оказы­ва­ешься между трибу­нами и огром­ным экра­ном с чёрно-белой съём­кой. А дальше прият­ный полу­мрак, где «звенят» — иного слова не подо­брать — картины совет­ских твор­цов.

Кура­тор проекта Михай­лов­ский заявил:

«Мы недолго рассуж­дали о том, как струк­ту­ри­ро­вать выставку. Двух худож­ни­ков, рабо­тав­ших в Москве и Ленин­граде — в горо­дах, проти­во­сто­я­щих друг другу в разных сферах: в искус­стве и в спорте, — зани­мали вполне опре­де­лён­ные темы. Эти темы были един­ственно акту­аль­ными, демон­стри­ро­вали вовле­чен­ность в процесс соци­аль­ных преоб­ра­зо­ва­ний. Войны — со всеоб­щей моби­ли­за­цией и исклю­чи­тель­ным само­по­жерт­во­ва­нием; стройки, где акти­ви­стами стано­ви­лись как мужчины, так и женщины; сорев­но­ва­ния с участием могу­чих маску­лин­ных тел; воспи­та­ние нового поко­ле­ния на приме­рах геро­изма убеж­дён­ных людей».

Выставка устро­ена так, что обзор начи­на­ешь с темы спорта. И тут Само­хва­лов берёт верх над Дейне­кой. Его «Девушка в футболке», совет­ская Джоконда, сразу манит тебя к себе. И хотя через экспо­зи­цию крас­ной нитью прохо­дит изоб­ра­же­ние совет­ского обще­ства, спортс­менка выгля­дит совре­менно. Встре­тишь такую на улице и не отли­чишь от нынеш­них студен­ток.

Картина была напи­сана в 1932 году. Сейчас 2019 год. Прошло 87 лет. А если отмо­тать 87 лет от 1932 года, то попа­дёшь в 1845 год. Ещё не нача­лась Крым­ская Война, ещё не отме­нено крепост­ное право, родился Алек­сандр III. Но чело­век любого сосло­вия из тех времен выгля­дел бы странно и в СССР 1930-х годов, и в совре­мен­ной России. Неужто время замед­ли­лось?

Но от осталь­ных картин ощуще­ние един­ства времени прохо­дит. И «Буду­щие лётчики» из темы «Дети», и суро­вые «рабо­чие» и «работ­ницы» Донбасса из темы «Труд», и «Сбитый Ас» из темы «Война» и демон­странты из темы «Мир» расска­зы­вают посе­ти­те­лям о веке двадца­том. Кстати, на входе обозна­чены основ­ные даты из жизни худож­ни­ков, но собы­тия из их биогра­фий нарочно смешаны с датами из исто­рий.

К сожа­ле­нию, в экспо­зи­ции нет знаме­ни­того полотна «Оборона Сева­сто­поля» и неко­то­рых других значи­мых картин. Но все равно выставка Дейнеки и Само­хва­лова — лучшее объеди­не­ние искус­ства и исто­рии.


Автор ведёт теле­грам-канал «Начет­чик» 


Читайте также наш мате­риал «Нано­плант в пакете из Пятё­рочки: новый пода­рок Эрарты»

Поделиться