Музыкальный обзор ХРУЩЁВКИ №5

Иван Борт­ни­ков, осно­ва­тель паблика ХРУЩЁВКА, вернулся из путе­ше­ствия по Камчатке и возоб­нов­ляет обзоры глав­ных музы­каль­ных альбо­мов отече­ствен­ной неза­ви­си­мой сцены. На этот раз в подборку вошли лучшие релизы марта-начала апреля — посмерт­ный альбом леген­дар­ного орлов­ского панка, правиль­ный шугейз из Москвы, гараж­ный рок из Санкт-Петер­бурга с умными текстами и многое другое. 


Пока я летал на засне­жен­ную Камчатку в попыт­ках найти насто­я­щий даль­не­во­сточ­ный андер­гра­унд, прошло долгих три недели, за кото­рые вышло очень много инте­рес­ных рели­зов. Потра­тив три дня на прослу­ши­ва­ния пяти­де­сяти альбо­мов, я выбрал девять лучших.


Константин Ступин, Алексей Ракитин — Год чумы

Констан­тин Ступин умер два года назад и за это время под его именем вышло несколько посмерт­ных рели­зов. Послед­ний из этой линейки альбо­мов стал «Год чумы», в кото­ром за аран­жи­ровки отве­чал масти­тый музы­каль­ный продю­сер Алек­сей Раки­тин. Его фанаты Ступы знают по релизу “STUPA 2.0”. «Год чумы» по звуку напо­ми­нает эпоху расцвета панка и пост-панка в России рубежа 1980 — 1990-х.

Несо­мненно, это релиз, как и другие изда­ния, кото­рые, я уверен, ещё пред­стоит услы­шать от ушед­шего в мир иной рокера, нагне­тает на слуша­теля мрач­ный загроб­ный фон. Но бодрое испол­не­ние и умест­ные аран­жи­ровки застав­ляют на миг усомниться в смерти прошед­шего тюрьму и нищету Ступы.



Со мною вот что — Летний ветер

Вдох­нов­лён­ные совет­ской эстра­дой, пода­чей супру­гов Ники­ти­ных и лёгкой музы­кой 1970-х ребята из приме­ча­тель­ного москов­ского проекта «Со мною вот что» спустя три года выпу­стили свой второй альбом. За эти три года звук коллек­тива окон­ча­тельно офор­мился в то, что запад­ные коллеги назвали бы реюни­о­ном. Реюни­о­ном лири­че­ской совет­ской песни. «Летний ветер» — это, пожа­луй, один из тех рели­зов, кото­рый можно смело вклю­чить послу­шать вашей бабушке.



Словоизтрехбукв — Коготь летающей змеи

«Слово­из­трех­букв» — одна из самых инте­рес­ных гараж­ных групп Питера. Это мое субъ­ек­тив­ное мнение. Редкий пример, когда мест­ный шумный рок, удобо­ва­римо сведен, не пест­рит матер­ными словами, неплохо запи­сан и не глуп. Именно с мини-альбома «Коготь лета­ю­щей змеи» я бы посо­ве­то­вал знако­миться с твор­че­ством коллек­тива, поскольку в этой пластинке энер­гич­ный мате­риал банды разумно упако­ван в треки продю­сер­ским синди­ка­том «Король Гром­ко­сти», кото­рый ответ­стве­нен за звук таких, групп как «Тсезарь» и «црве­них цветова».



Импульс-80 — Калейдоскоп

Очеред­ной ретро­вейв-альбом, кото­рый нельзя пропу­стить фана­там стиля, — это мягкий приглу­шен­ный «Калей­до­скоп». «Импульс-80» играет по всем прави­лам жанра sovietwave. Релиз бази­ру­ется на звуча­нии “easy listening made in USSR”. У треков гово­ря­щие носталь­ги­че­ские назва­ния, наве­ва­ю­щие воспо­ми­на­ния о безза­бот­ном детстве, типа «Попро­буй Поймать Радугу» или «Вело­си­пед­ная Роман­тика». Альбом напол­нен синте­за­тор­ными парти­ями и отсы­лает к произ­ве­де­ниям эпохи СССР. Напри­мер, «Сигнал из Тау Кита” напо­ми­нает о песне Влади­мира Высоц­кого «В далё­ком созвез­дии Тау Кита…».



Увула — Нам остаётся лишь ждать

Из подполь­ных адеп­тов гараж­ного лоу-фая ребята из «Увула» посте­пенно превра­ща­ются в икону для столич­ных модни­ков. Засве­тив­шись на глав­ный порта­лах в диапа­зоне от JagerVibes до «Стороны» и собрав армию юных поклон­ни­ков, коллек­тив запи­сал свой самый чистень­кий релиз. Станет ли «Нам оста­ётся лишь ждать» значи­тель­ным шагом в карьере ребят? Вполне возможно. Позо­вут к Урганту? Возможно. По край­ней мере мои двою­род­ные братья, кото­рым по 13 лет, слушают «Увулу».



ДЖУНА — Свет и тень

Запи­сан­ный на куль­то­вой питер­ской студии «Добро­лёт» новый альбом замет­ного москов­ского коллек­тива, отдает англий­ским шугей­зом начала девя­но­стых, напо­ми­ная мне Lush и Chapterhouse. Прошу считать этот срав­не­ние за компли­мент, поскольку в нашей стране любят назы­вать шугей­зом всё, что хреново запи­сано с размы­тым звуча­нием. Что, конечно, дискре­ди­ти­ро­вало данный термин среди слуша­те­лей. Так вот, «Свет и тень» — это правиль­ный, истин­ный, кано­ни­че­ский шугейз.



go go milk — сибириада

Танце­валь­ная поп состав­ля­ю­щая «сиби­ри­ады» должна запу­тать слуша­теля, по случай­но­сти тыкнув­шего в интер­нете на треки go go milk и пред­по­ла­га­ю­щего, что это инди-поп. Обман считы­ва­ется быстро, когда начи­на­ется болез­нен­ная лирика. Герои треков — «менты», «отцы», «дети», «собаки», «упыри», «вурда­лаки». Родная для музы­кан­тов арти­стов Тюмень в их песнях пред­стает волшеб­ной стра­ной Нарнией, в кото­рой навечно оста­лись девя­но­стые.



Vice Versa — Наоборот

Уверен­ный в себе южный рок, отда­ю­щий психо­де­лией и легким пижон­ством. «Наобо­рот» блистает формами, кото­рые плотно скры­вают содер­жа­ние, уходя­щее на второй план. Аутен­тич­ный амери­кан­ский звук, нети­пич­ный для россий­ского уха, ладно скроен и чётко сведен.

Первая мысль, кото­рая прихо­дит при прослу­ши­ва­нии «Ого, хорошо звучит!». Вторая мысль «Какой тягу­чий и краси­вый вокал!». Третья мысль «Я мог это где-то слышать раньше?».



Mustelide — Ginseng Woman

Третий альбом минской элек­трон­ной прин­цессы, вышел самым экспе­ри­мен­таль­ным и неод­но­знач­ным по звуча­нию. Стре­мясь, то ли к мини­ма­ли­стич­ной фольк­тро­нике, то ли к глубо­ко­вод­ным танцам чилл­ха­уса, Наташа явно отошла от привыч­ного синте­за­тор­ного элек­трон­ного варева. “Ginseng Woman” рабо­тает на уровне перво­быт­ного шама­низма, где ритм и атмо­сфера прева­ли­руют над мело­дией и действуют на слуша­теля на уровне неосо­знан­ных инстинк­тов.


Поделиться